25-04-14 / 2014
Новости отрасли
Доставка грузов из Китая в Европу: занять свою нишу

Путь из Европы в Азию и, наоборот, через территорию России - наиболее короткий. Однако таможенные правила и простои на стыковочных станциях сдерживают мировой грузопоток. О проблемах и перспективах развития существующих транзитных коридоров пространства 1520 корреспондент ИА "РЖД-Партнер.ру" побеседовал с первым заместителем генерального директора ООО "Международный таможенный брокер" Александром Зюзиным.

- Александр Викторович, каково текущее состояние транзитных коридоров пространства 1520?

- Нет сомнений, что Россия вместе со своими соседями - Казахстаном и Белоруссией - обладает огромным транзитным потенциалом для транспортировки грузов по железной дороге между КНР и Европой, что делает существующие транзитные коридоры перспективными и интересными для участников ВЭД. Однако в Китае и Европе ширина железнодорожной колеи - 1435 мм. В России, Казахстане, Монголии и Беларуси - 1520 мм. Для того чтобы везти груз, например, из Китая в Европу транзитом через страны Таможенного союза, нужно дважды менять колею, то есть осуществлять перевалку грузов на стыковочных станциях при смене колес, и дважды проходить процедуру транзитного декларирования товаров.

Несовершенство имеющейся инфраструктуры стыковочных станций, низкий процент современного локомотивного парка и подвижного состава, отсутствие единого согласованного между таможенными органами стран - участниц транзитных коридоров документооборота тормозят развитие транзитных коридоров пространства 1520. При этом должен признать, что за последние годы ОАО "РЖД" сделано немало для увеличения скорости транзита по территории Таможенного союза, а также для увеличения количества подвижного состава и наращивания инфраструктуры на железной дороге.

- Какие основные достоинства и недостатки существующих транзитных коридоров Вы можете выделить? Как можно было бы, на Ваш взгляд, минимизировать существующие проблемы? Что делается в этом направлении?

- Если говорить о достоинствах, то среди главных можно было бы назвать продолжительность транзита по территории Таможенного союза. Сегодня она составляет около 20 дней, что значительно меньше срока перемещения товаров морским путем - до 35 дней. Но при этом время ожидания перевалки грузов в период высокого сезона (а это 10 месяцев в году) на стыковых пунктах может достигать двух недель. А это в конечном итоге сказывается на итоговой скорости доставки, да и на ее стоимости.

Данная проблема может быть решена только за счет развития инфраструктуры стыковочных станций. Также необходимо обновление и увеличение парка локомотивов и подвижного состава.

В России транспортные коридоры принято рассматривать отдельно от таможни и, наоборот, таможню отдельно от логистики. И это несмотря на то, что процедуры оформления таможенного транзита являются частью цепи поставки товаров. На скорость таможенного оформления влияют как минимум два фактора: профессиональная пригодность инспекторского состава и качество подготовки документов поставки. Нестыковки в документах, а также предвзятое отношение отдельных инспекторов могут затянуть процедуру оформления таможенного транзита до двух недель. Для того чтобы избежать таких недоразумений, во-первых, необходимо повышать уровень профессионализма инспекторского состава. А во-вторых, вводить единый электронный документооборот между всеми странами - участницами транспортного коридора.

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития транзитных коридоров пространства 1520?

- Они вполне могут конкурировать с морскими перевозками из Азии в Европу. Для повышения привлекательности транспортного коридора для участников ВЭД необходимо введение конкурентной (по сравнению с морской перевозкой) единой ставки перемещения для каждой единицы транспортного средства с товаром по транзитному коридору в формате "от двери до двери". Сегодня же, например, стоимость перемещения груза в контейнере по железной дороге сопоставима со стоимостью его перевозки морским транспортом.

В перспективе Россия вполне может занять свою нишу на огромном рынке доставки грузов из Китая в Европу. Дело за малым - реализовать намеченные планы РЖД по совершенствованию транзитных коридоров, а также постоянно совершенствовать документооборот и таможенное законодательство.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру25.04.2014