22-04-14 / 2014
Новости отрасли
Доставить в срок

Выполнение плана погрузки на сети в марте позволило завершить первый квартал на уровне 2013 года. Однако шести дорогам удалось в прошлом месяце нарастить погрузку по сравнению с прошлым годом. Тот же барьер ими был взят и по итогам первого квартала.

Стремительный рост грузопотоков в порты затруднил их переработку . В марте наблюдалась тенденция снижения предъявления грузов 1-го класса, в меньшей степени 3-го класса при росте 2-го. Все это привело к изменению структуры перевозок относительно плана с возрастанием доли высокодоходных номенклатур.

На протяжении всего первого квартала имел место существенный рост тонно-километровой работы, что прежде всего было связано с изменением структуры грузопотоков, увеличением средней дальности перевозок. Все это привело к росту грузооборота (с учетом пробега порожних вагонов) в первом квартале на 7,9%, в том числе в груженой части – на 6,7%. В то же время доходная ставка упала на 4%, что замедлило и рост доходов – до 1%.

Примерно такими же темпами продолжился рост грузооборота (с учетом порожнего пробега) и в марте – к плану на 6,3%, к прошлому году – на 8,6%.

Отметим тенденцию роста погрузки на порты. В первом квартале относительно 2013 года ее объемы выросли на 10,8%, а к докризисному 2007 году – в 1,5 раза. Рекордные темпы роста погрузки демонстрирует Западно-Сибирская дорога в направлении портов Дальнего Востока – на 34% к 2013 году и в три раза – к 2007 году.

Такой стремительный прирост приводит к тому, что сегодня порты не способны в полном объеме справиться с переработкой всего грузопотока. По данным Центральной дирекции управления движением, если на дороги отправления приходится только 3% от задержанного груза, на транзитные – 4%, то на дороги назначения – все 93%.

Однако в целом по сети доля отправок, прибывших с нарушением сроков доставки, неуклонно снижается. По итогам квартала таковых прибыло 13,3% от всех отправок, что на 1,3% ниже прошлогоднего показателя. В том числе 16,5% от всего прибывшего порожнего подвижного состава и 9,9% от всех груженых.

Важная роль в снижении просрочки отводится активному внедрению такой услуги, как организация движения грузовых поездов по расписанию. В марте в рамках договоров с клиентурой на ее оказание план выполнялся на 83%, в целом по кварталу – на 77%.

Однако пока потенциал данной технологии используется далеко не в полной мере. По поручению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина руководству компании предстоит разработать план по регулярному повышению скорости доставки до конечного потребителя.

Наилучшее положение с отправлением поездов по специализированному расписанию – на Юго-Восточной (100%), Калининградской (99%), Свердловской (97%) и Южно-Уральской (96%) дорогах. Неудовлетворительная организация работы на ПривЖД, где график по отправлению составил 16%, СЖД – 42%, КрЖД – 46%.

В целом же в марте график движения грузовых поездов по отправлению выполнен на 97%, по проследованию – на 55,1%, что на 4,8% и 13,2% выше прошлогоднего уровня. Несколько хуже итоги освоения графика по итогам января – марта. Всеми дорогами улучшен показатель по проследованию, а по отправлению ухудшение имело место на полигонах Октябрьской, Северо-Кавказской и Южно-Уральской.

В марте значительно упала маршрутная скорость грузовых поездов. При нормативе 640 км/сут. поезда следовали на скорости всего 586 км/сут., что на 32 км/сут. ниже, чем годом ранее. Но если не учитывать потери по причинам, не связанным с ответственностью компании, то этот показатель выше – 604 км/сут.

В марте из 221 поезда, отправленного не по расписанию (в рамках договоров с фиксированным временем отправления и прибытия), 189 случаев отнесено на ответственность клиента. Примерно такая же ситуация наблюдалась и в целом по первому кварталу – из 932 поездов, отправленных не по расписанию, 786 пошли не по расписанию по вине клиентов.

Отметим также выполнение плановых заданий по среднему весу поезда и среднесуточной производительности локомотива как в марте, так и по итогам первого квартала. Приросли они и к уровню прошлого года. Так, в марте средний вес вырос к прошлому году на 6 тонн, в первом квартале – на 11 тонн, составив соответственно 3930 и 3918 тонн.

Участковая скорость в марте была снижена и к заданию, и к прошлому году. По итогам первого квартала она равнялась 40 км/ч, что соответствует значению 2013 года.

В марте большое внимание было уделено работе сортировочных станций. В целом по сети вагонооборот в прошлом месяце вырос к 2013 году на 6,9% и составил в среднем на одну станцию 11,4 тыс. вагонов. При этом количество транзитных вагонов с переработкой увеличилось на 2%, до 2,9 тыс. вагонов, без переработки – на 13,1%, до 2,7 тыс. вагонов. Простой транзитного вагона с переработкой оказался выше нормы на 1,6 часа, но лучше, чем в прошлом году на полчаса, или 3,6%, и составил 12,6 часа, без переработки – 2,9 часа, что на 0,6 часа выше нормы, но лучше уровня 2013 года всего на 0,01 часа.

В марте продолжилось падение пассажирских перевозок в дальнем следовании – до 9,3%, при 5,5% в феврале. Но если во втором месяце года общий прирост за счет пригородных перевозок был еще весьма существенен и достигал 6,7%, то в марте объемы лишь незначительно превысили прошлогодний уровень. Таким образом, темпы снижения дальних перевозок в марте оказались в этом году самыми высокими.

Падал пассажиропоток в регулируемом сегменте, где с прошлого года сказывается высокий ценовой порог. Но самое заметное падение наблюдается в сообщении с Украиной – в марте на 39,7%. В основном отток пассажиров пришелся в направлении таких крупных узлов, как Киев, Харьков и Симферополь.

На этом фоне ряд принятых ОАО «ФПК» решений, в частности, касающихся управления динамическим ценообразованием, дальнейшего внедрения программы лояльности и других мер, еще раз доказал свою целесообразность.

Отдел эксплуатационной работы транспорта Сегодня мы предлагаем вниманию читателей таблицы ключевых показателей работы дорог

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.04.2014