07-09-17 / 2017
Новости отрасли
ДОСЬЕ: Проекты транспортного перехода на остров Сахалин

7 сентября 2017 г. на Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент РФ Владимир Путин заявил, что в РФ предметно изучается возможность строительства железнодорожного перехода на Сахалин. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории проектов транспортного перехода на Сахалин.

Сахалин - крупнейший остров России. Он отделен от материковой части РФ Амурским лиманом (на севере) и Татарским проливом (в центральной и южной части). Самая узкая часть, минимальная ширина которой 7,5 км, расположенная между ними, называется проливом Невельского. В настоящее время с Сахалином возможна связь только по воздуху или морем, причем зимой для транспортировки грузов по воде требуется ледокольная проводка. Основной паромной переправой является линия Ванино (Хабаровский край) - Холмск.

 Проекты постоянного транспортного перехода Предложения строительства постоянного транспортного перехода на Сахалин появились сразу после вхождения острова в состав Российской империи в 1875 г. Существовали проекты моста или дамбы через пролив Невельского, однако они не были реализованы из-за отсутствия средств и малой экономической целесообразности. От планов по строительству моста окончательно отказались в 1905 г. после того, как Россия по итогам войны с Японией лишилась южной части Сахалина.

В конце 1920-х гг. в районе пролива Невельского были проведены первые инженерные изыскания, которые продемонстрировали большую сложность строительства там моста или тоннеля. Территория расположена в зоне с повышенной сейсмичностью, строительство сильно осложнено неустойчивыми или трудными для проходки грунтами.

 Тоннель на остров Сахалин В 1945 г. по итогам Второй мировой войны СССР вернул контроль над всем Сахалином. В 1949 г. председатель Совета министров СССР, глава ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин принял решение о строительстве железнодорожного тоннеля на остров. 5 мая 1950 г. было подписано секретное постановление Совета министров СССР "О строительстве железной дороги Комсомольск - Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив". Планировалось, что тоннель пройдет под мысом Невельского и будет иметь длину 12,9 км. Предполагалось строительство подъездных путей на Сахалине (327 км) и от Комсомольска-на-Амуре (порядка 400 км).

Проектирование и подготовительные строительные работы начались в апреле 1950 г. На них трудились условно-досрочно освобожденные заключенные ГУЛАГа, а также вольнонаемные специалисты. К началу 1953 г. на стройке работали 3,7 тыс. человек. В Хабаровском крае были построены 120 км путей до станции Черный Мыс (разобрана в начале 2010-х гг.), созданы шахтные стволы для прокладки тоннеля. После смерти Сталина 5 марта 1953 г. строительство было остановлено из-за массовой амнистии: почти все рабочие, бывшие заключенные, воспользовались правом уехать домой. С тех пор стройка не возобновлялась.

Планы завершения строительства тоннеля существовали в 1960-1970-х гг. при проектировании Байкало-Амурской магистрали, однако они тоже не были реализованы.

 Проекты в РФ Предложения о строительстве тоннеля или моста на Сахалин снова начали подниматься после распада СССР. В 2001 г. правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". В исходной редакции она предусматривала строительство "железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с материком (507 км), для освоения грузопотока в размере 5-7 млн т в год с возможным ростом в перспективе до 20 млн т". В 2006 г. эта линия была исключена из программы принятыми поправками.

В 2008 г. переход на Сахалин был включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г. (утверждена распоряжением правительства от 17 июня 2008 г.).

Решение о строительстве до сих пор не принято. Однако эта инициатива неоднократно обсуждалась на совещании межведомственных рабочих групп с участием профильных федеральных министерств, администраций Сахалинской обл. и Хабаровского края, а также ОАО "РЖД".

В настоящее время приоритетным является проект железнодорожного моста через пролив Невельского, однако рассматриваются проекты тоннеля или дамбы. Всего длина железнодорожной связи должна составить 580 км: она начнется от станции Селихино близ Комсомольска-на-Амуре до поселка Ныш на северо-востоке Сахалина.

В феврале 2017 г. в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов сообщил, что при условии строительства моста через пролив Невельского возможно начало обсуждения строительства тоннеля между Сахалином и японским островом Хоккайдо. Он может обеспечить в будущем железнодорожную связь с Японией.

15 июня 2017 г. в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил о том, что "планы моста на Сахалин реанимируются". По словам главы государства, стоимость моста будет ниже, чем перехода через Керченский пролив, но вместо него возможно строительство тоннеля. Решение о начале стройки пока не принято. Владимир Путин также отметил, что по предварительным расчетам стоимость моста на Сахалин может составить 286 млрд руб. без учета стоимости работ по строительству подъездных путей на острове и в Хабаровском крае.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ТАСС07.09.2017