27-02-18 / 2018
Новости отрасли
ДОСЬЕ: Проект железной дороги "Северный широтный ход"

27 февраля 2018 г. стало известно, что правительство РФ одобрило старт концессионной процедуры по реализации Северного широтного хода - проекта новой железной дороги в российском Заполярье. Соответствующий документ премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал 22 февраля 2018 г.

Северный широтный ход (СШХ) - проект строительства железнодорожной магистрали, которая свяжет полуостров Ямал с Уралом и Северо-Западом России и обеспечит связь транспортной системы России через порт Сабетта с Северным морским путем. Пройдет по маршруту Обская-2 - Салехард - Надым и далее в направлении Нового Уренгоя по реконструированному существующему участку. Железная дорога предназначена для освоения природных запасов Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

История, Трансполярная магистраль Северный широтный ход в целом повторяет трассу Трансполярной магистрали. Ее строительство велось в 1947-1953 гг. между Чумом, Лабытнанги, Салехардом, Надымом, Уренгоем и Игаркой с использованием труда заключенных. В перспективе трасса могла быть продлена до Норильска и далее до Чукотки, однако документальные свидетельства о существовании такого проекта не публиковались.

Всего на стройке работали порядка 30 тыс. человек. В те годы еще не были открыты нефтегазовые месторождения в районе пролегания магистрали, и проект имел военно-стратегический характер. После смерти руководителя СССР Иосифа Сталина и массовой амнистии заключенных в 1953 г. стройка была остановлена. В эксплуатацию успели ввести участки между Чумом и Лабытнанги (180 км) и между Новым Уренгоем и Надымом (230 км). Все остальные участки были заброшены.

Возрождение проекта К идее строительства магистрали в Заполярье, которая бы соединила Уральскую и Северную железные дороги по маршруту Салехард - Надым - Новый Уренгой, вернулись в середине 2000-х гг. В 2006 г. было создано ОАО "Корпорация Урал промышленный - Урал Полярный" (ныне - АО "Корпорация развития"), в один из приоритетных проектов которой вошел СШХ. В том же году начато проектирование одного из самых сложных участков проекта - автомобильно-железнодорожного моста через реку Обь в районе Салехарда.

15 июня 2007 г. участки СШХ распоряжениями правительства РФ были включены в подпрограмму "Железнодорожный транспорт" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)", а 17 июня 2008 г. - в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 г.

Первоначально планировалось начать строительство в 2010 г. на средства ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), бюджетных и внебюджетных источников. Общая стоимость проекта тогда была оценена в 122 млрд руб. Также была запланирована меридианальная магистраль протяженность 856 км Полуночная - Обская - Салехард (реализация этого проекта по состоянию на 2018 г. отложена).

В 2011 г. стартовало строительство моста через реку Надым, его автомобильную часть открыли в 2015 г. На остальные участки бюджетные средства выделены не были.

Проект строительства магистрали был утвержден в 2014 г. и согласован в октябре 2016 г.

В 2016 г. было принято решение, что СШХ будет строиться в рамках концессии. 19 октября 2016 г. было подписано соглашение между правительством ЯНАО и РЖД о строительстве магистрали.

30 января 2017 г. вице-президент РЖД Вадим Михайлов заявил, что общая стоимость строительства СШХ составит 236 млрд руб., из них РЖД выделит 105 млрд руб., концессионер - 113,5 млрд руб. Остальные 17,5 млрд руб. средства предоставит государство, возможно увеличение госинвестиций до 30 млрд руб.

29 ноября 2017 г. президент РФ Владимир Путин, выступая на III Железнодорожном съезде в Москве, отметил важность проекта СШХ. По словам главы государства, новая магистраль "сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути". При этом на съезде сообщалось, что стоимость проекта может составить 260 млрд руб. В декабре 2017 г. проект строительства СШХ был внесен в правительство РФ в соответствии с разработанной правительством ЯНАО и ОАО "РЖД" дорожной картой.

 Описание проекта Длина СШХ составит 707 км. Проект включает в себя строительство двух крупных мостов через реки Обь и Надым (2,4 и 1,3 км соответственно), а также реконструкцию существующей трассы Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево (270 км) и железнодорожной станции "Обская-2". Строительство будет проходить в сложных условиях вечной мерзлоты.

На Международном арктическом форуме в Архангельске 29-30 марта 2017 г. о заинтересованности в участии в проекте заявили компания "Газпром" и Внешэкономбанк.

Строительство трассы планируется начать в 2018 г. и завершить в 2023 г.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ТАСС27.02.2018