08-12-20 / 2020
Новости отрасли
Дорогу измерят налогами

Региональные власти Украины против освобождения «Укрзализныци» от фискальных платежей

Ассоциация городов Украины (АГУ) обратилась к парламенту с просьбой не поддерживать законопроект об освобождении «Укрзализныци» (УЗ) от уплаты земельного налога. По подсчётам АГУ, от введения таких льгот местные бюджеты всех регионов страны потеряют около 5 млрд гривен (13,3 млрд. руб.).

Верховная рада Украины (ВРУ) уже рассматривает законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», согласно которому земли под объектами железнодорожного транспорта освобождаются от налогообложения. Проект закона был внесён в Раду в начале 2020 года по инициативе «Укрзализныци» после того, как в 2019 году железнодорожная отрасль полностью была лишена льгот по уплате земельного налога в размере 25%.

По словам экс-директора по развитию бизнеса «Укрзализныци» Андрея Рязанцева, компания в 2019 году выплатила на 40,3% больше налогов по сравнению с 2018 годом. «В 2019 году объём земельного налога вырос втрое, до 3,8 млрд. гривен. Помимо уплаты земельного налога УЗ несёт затраты на содержание земель в надлежащем состоянии, ремонт земляного полотна и его сооружений, содержание защитных лесонасаждений. Это вызывает беспокойство, поскольку налоговая нагрузка растёт быстрее, чем доходы компании», – рассказал Андрей Рязанцев.

Согласно действующему законодательству, компания должна платить налог за все земли, находящиеся в её пользовании. Даже если УЗ не пользуется какими-то участками и не получает с них доходов, она всё равно обязана обеспечивать налоговые отчисления, тем самым дотируя местные бюджеты.

По словам нынешнего председателя правления «Укрзализныци» Владимира Жмака, снятие с компании такого рода обязательств позволит сэкономить до 8 млрд. гривен (около 17 млрд. руб.), поэтому УЗ призывает рассмотреть законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс как можно скорее.

«Эти средства мы сможем направить на обновление подвижного состава и модернизацию инфраструктуры. Компания платит около 4 млрд гривен в год за землю, где есть рельсы. Ни одна другая страна не облагает налогом землю под рельсами. Также «Укрзализныця» платит Государственному дорожному фонду акцизный сбор в размере 1,4 млрд. гривен, а это деньги, которые используются на ремонт дорог, а не рельсов», – заключил Владимир Жмак.

Ассоциация городов Украины направила во ВРУ письмо с просьбой не поддерживать такую законодательную инициативу. Согласно официальному обращению из-за финансовых потерь местных бюджетов сократятся расходы муниципалитетов на образование и здравоохранение. Механизма компенсации таких расходов из государственного бюджета в законодательстве Украины не существует.

«Ассоциация городов Украины категорически против освобождения АО «Укрзализныця» от уплаты земельного налога. «Укрзализныця» – предприятие с коррупционной историей. Предоставление такой компании налоговых льгот может трактоваться как подпитка коррупции», – сказано в письме АГУ.

Ещё один аргумент АГУ против освобождения УЗ от налогов – невозможность технически посчитать площадь земли УЗ «под полотном». Поэтому, как сказано в обращении, льготы будут распространяться не только на землю под рельсами, но и на территорию зданий и сооружений компании, что приведёт к дополнительным финансовым потерям бюджетов всех уровней.

Мэр города Николаев Александр Сенкевич в своём выступлении на местном телеканале отметил, что давать льготу на землю такому монополисту, как «Укрзализныця», неправильно. По подсчётам финансистов, это будет приносить убыток для городского бюджета города в размере 50 млн. гривен ежегодно.

«Такая законодательная инициатива неверна, тем более что аренда земли касается местного бюджета. Вместо того чтобы дать нам 50 млн. на реконструкцию железнодорожного вокзала, у нас ещё изымают эти деньги. Фактически платёж за землю является основным для наполнения бюджета города. Лишать нас ещё и 50 млн. – это очень плохо», – заявил Александр Сенкевич.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.12.2020