03-06-14 / 2014
Новости отрасли
Дорогой вагончик

Отраслевые научные институты ОАО «РЖД» провели расчеты, которые позволяют оценить негативное влияние избыточного вагонного парка на сеть.

Как известно, с 2003 года вагонный парк увеличился на 47%, а количество полувагонов – в 2,2 раза.

Специалисты рассчитали, что на данный момент на инфраструктуре РЖД «лишних» вагонов – 253 тыс. единиц. Только за четыре месяца этого года экономические потери РЖД составили свыше 6 млрд руб. за счет дополнительного содержания локомотивов и бригад, расходов топливно-энергетических ресурсов (1,2 млрд руб.), отставления поездов от движения (528 млн руб.), роста маневровой работы, переработки и сверхнормативного простоя вагонов (190 млн руб.), увеличения предъявляемых к оплате штрафов за нарушение сроков доставки порожних вагонов (2,3 млрд руб.). Избыточный парк привел к потере участковой скорости на 1,8 км/ч, снижению производительности локомотива на 77,9 ткм брутто в сутки и замедлению оборота на 4,3 суток. Сами владельцы и операторы подвижного состава заплатили за содержание избыточного парка свыше 23,5 млрд руб.

При этом, несмотря на весь негатив, покупки подвижного состава продолжились. В прошлом году, когда все было уже достаточно очевидно, а погрузка упала на 2,8% от уровня 2012 года, на сети появилось 72 тыс. новых вагонов, а списано только 23 тыс. Цены на использование полувагонов держатся на исторических минимумах – 450–500 руб. в сутки. Но тем не менее и в этом году на сеть выйдет примерно столько же нового подвижного состава, сколько и в прошлом: российские заводы готовы полностью заместить украинский провал в поставках.

ОАО «РЖД» предлагает владельцам вагонов присоединиться к услуге технологического аутсорсинга, что даст возможность создать консолидированный парк. При этом оборот полувагона ускорится, он будет перевозить больше груза, за счет чего операторы смогут зарабатывать дополнительные средства. ФГК, которая присоединилась к этой услуге в начале года, в апреле увеличила погрузку на 7% к прошлому году, а оборот вагона сократился на 1,4 суток (–8%). Но 100 тыс. вагонов компании не позволяют достичь необходимого эффекта консолидации. Для этого необходимо как минимум 230 тыс. РЖД предупреждают, что, если не повысить таким способом производительность и оборот вагона, дальше ситуация еще более осложнится и содержать арендованный и лизинговый подвижной состав некоторым компаниям будет уже не по карману.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.06.2014