17-06-24 / 2024
Новости отрасли
Дороги уходят в Поднебесную

В настоящее время формируется национальный проект "Развитие транспортной инфраструктуры", который, помимо прочего, должен способствовать перспективному росту внешнеторговых грузопотоков в южном и восточном направлениях. Большая роль здесь отводится логистическим сообщениям с Китаем, отмечают в Минтрансе РФ. В самих приграничных регионах говорят о необходимости не только увеличивать пропускную способность пунктов пропуска, но и развивать подходы к ним, для чего нужен дополнительный источник финансирования.

Станции готовят к новым объемам В I квартале железнодорожные перевозки из РФ через российскокитайскую границу достигли 9,4 млн т, что на 27,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Основу внешне торгового трафика попрежнему составляют уголь, железная руда, лесные грузы.

Рост экспортного потока в КНР зафиксирован по всем железнодорожным пунктам пропуска, кроме перехода Гродеково – Суйфэньхэ, где перевозки остались на уровне прошлого года. Так, экспорт через ЖДПП Забайкальск – Маньчжурия вырос на 19,7%, Нижнеленинское – Тунцзян – в 2,5 раза, Камышовая – Хуньчунь – в 1,6 раза. Более чем на треть увеличились перевозки из России через ЖДПП Наушки – Сухэ-Батор: основной грузопоток на данном направлении следует в Китай транзитом по монгольской территории.

В импортном сообщении, хотя перевозится меньше грузов, это прежде всего контейнеры, но также прослеживается устойчивый рост. Как отмечают в Novelco, на сегодня есть тенденция к еще большему увеличению отправок железнодорожным транспортом из Китая. Все это уже привело к незначительному, но повышению цен, а также к образованию заторов на погранпереходах, которые в среднем занимают 7- 10 дней (в некоторых случаях, возможно, больше, если возникают сложности с погодными условиями). Крупнейший канал товарообмена с Китаем – ЖДПП Забайкальск – Маньчжурия. Его грузооборот за прошлый год составил 22 млн т грузов, в том числе на экспорт отправлено 19,5 млн т. Как заявил губернатор Забайкальского края Александр Осипов, по итогам 2025 года перевозки на данном направлении, согласно межправительственному соглашению, должны вырасти до 37 млн т. Для этого необходимо определенное развитие, в том числе строительство второго пути по узкой колее (1435 мм – стандарт Китайских железных дорог).

Представители бизнеса говорят о необходимости реконструкции не только ст. Забайкальск, но и соседней ст. Мациевская с последующим объединением технологии их работы. "Мы предлагаем перераспределить комплекс работ по эксплуатации станции [Забайкальск], включая прием и формирование поездов, операций по техническому коммерческому осмотру на станции Мациевской и осуществление маневровой работы по единому технологическому процессу", – рассказал финансовый директор АО "Евросиб" Дмитрий Равикович.

Проект предполагает строительство приемо-отправочного парка на ст. Мациевской и создание вагоноремонтного и локомотивного депо. По предварительным оценкам, это позволит увеличить пропускную способность железнодорожного узла в 1,5-2 раза.

"Сейчас на основе двухстороннего соглашения России и Китая мы принимаем в сутки 22 поезда. В перспективе при строительстве парка, который проектируется, предполагаем 24 пары широкой колеи принимать и 25 пар передавать. Этот объем рассчитан под тех контрагентов, которые уже сейчас расположены здесь. Дальнейшее развитие необходимо дополнительно рассчитывать", – уточнил заместитель главного инженера Забайкальской железной дороги Иван Яковлев.

Модернизация затрагивает и пункт пропуска Гродеково (Дальневосточная магистраль). В частности, на станции запланировано удлинение существующих и строительство дополнительных путей. Одновременно производится переустройство ближайшего разъезда Сосновая Падь. За счет этого длина формируемых составов увеличится до 71 условного вагона, а максимальный вес поезда – с 3600 до 5200 т. В целом реализация проекта реконструкции позволит повысить на первом этапе ежегодную провозную способность участка Гродеково – Суйфэньхэ до 17,7 млн т. С точки зрения дальнейших перспектив рассматривается возможность создания дополнительных пунктов пропуска с Китаем. На той же Забайкальской дороге это Приаргунск, расположенный примерно в 180 км восточнее от Забайкальска. Пока что переход Приаргунск – Хэйшаньтоу обеспечивает автомобильные перевозки, вместе с тем комплексным планом развития предусмотрено создание железнодорожной пограничной линии протяженностью около 25 км и двух перегрузочных терминалов. Вопрос строительства ЖДПП рассматривается Минтрансом РФ совместно с китайской стороной. На территории КНР для соединения с сетью железных дорог необходимо построить участок Хэйшаньтоу – Хайлар. Подобные проекты могут быть реализованы на основе государственно-частного партнерства. "Прежде всего это дополнительное развитие железнодорожной инфраструктуры в Забайкальске, модернизация существующих железных дорог от Приаргунска до Читы, строительство железнодорожного перехода в Приаргунске с транспортнологистическим центром в приграничной зоне, развитие тыловой логистической инфраструктуры по южному ходу Транссиба в Борзе и в Чите", – рассказал первый вицепрезидент Газпромбанка Алексей Чичканов. Поворот вправо Безусловно, помимо железнодорожных, растет трафик через автомобильные погранпереходы. Но именно последние являются основными болевыми точками в трансграничных перевозках, говорит глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.

Многие пункты пропуска включены в программу модернизации "Рос гранстроя", однако по некоторым объектам сроки работ сдвигаются вправо.

В частности, реконструкцию АПП Забайкальск собираются завершить в 2027 году, тогда как ранее планировалось в 2025-м. Реализация проекта позволит увеличить его пропускную способность в 5,5 раза, до 2,4 тыс. машин в сутки.

Похожая ситуация с переходами Марково – Хулинь и Турий Рог – Мишань, способствующими торговле между Приморским краем и провинцией Хэйлунцзян.

Реконструкция АПП Марково завершится к концу этого года, а эксплуатация обновленного пункта пропуска начнется с 2025-го. Согласно первоначальным планам "Росгранстроя" работы должны были окончиться в 2023 году. Затем ввод объекта переносился на I квартал 2024-го. Реконструкцию перехода Турий Рог – Мишань сперва предполагалось завершить в 2024 году, теперь это должно произойти в 2026-м.

В каких-то случаях сама транспортная инфраструктура способна обеспечивать растущие запросы участников ВЭД, но не готовы обустройства для работы контролирующих органов.

Такая картина сложилась по АПП Кани-Курган, который с российской стороны обслуживает трансграничный мост между Благовещенском и Хэйхэ.

Сроки работ по обустройству пункта пропуска не раз сдвигались. Из-за этого трафик по мосту ограничен, к тому же по нему пока разрешено только грузовое движение.

На начало апреля 2024 года готовность объектов АПП Кани-Курган составляла лишь 50%, сообщил замглавы правительства Амурской области Павел Матюхин. "Росгранстрой" обещает ввести I очередь в июне этого года, но сроки завершения всех работ в полном объеме пока не известны. Поэтому у нас под угрозой финансовая модель, которая не реализуется в запланированные сроки, так как средств взимания платы [за проезд автотранспорта] недостаточно для возврата кредита. Напомню, мост строился в рамках государственно-частного партнерства", – рассказал П. Матюхин.

Ситуация влияет на то, что сдвигаются сроки реализации других проектов, связанных с развитием перевозок по мосту. Кроме того, нынешняя схема туробмена между Благовещенском и Хэйхэ неудобна. В межсезонье пассажиров приходится перевозить через реку Амур на не очень комфортных судах на воздушной подушке, пояснил чиновник.

По принципу сопричастности Еще одной проблемой выступают недостаточно развитые автомобильные подходы к пунктам пропуска. В том же Приморье, помимо АПП Марково и Турий Рог, должны быть модернизированы АПП Краскино и Пограничный. В 2028 году пропускная способность переходов с Китаем должна вырасти в 6 раз, соответственно, увеличится их грузооборот и возрастет нагрузка на автотрассы, находящиеся в региональной собственности, которые ведут к госгранице, рассказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.

К настоящему времени подготовлена проектно-сметная документация, согласно которой на ремонт и реконструкцию подъездных дорог к пунктам пропуска в Приморье потребуется около 26 млрд руб.

Региону такие затраты не потянуть. Во-первых, эта сумма превышает размер дорожного фонда региона, а во-вторых, в крае приоритетной является задача по приведению в нормативное состояние дорог в местах наибольшего проживания, в первую очередь в городских агломерациях, пояснил чиновник.

По его словам, приморские власти просят рассмотреть возможность софинансирования ремонтных работ на приграничных направлениях не только из регионального, но и из федерального бюджета. Это будет справедливо, поскольку сегодня вследствие переориентации логистики, в том числе с участием морских портов, в Приморье выгружается каждый второй контейнер, заявил Н. Стецко. Край, проинформировал он, в прошлом году дал 1/6 всех таможенных платежей, которые пополняют государственную казну. После проведения ремонта дороги на подходах к пунктам пропуска должны перейти в федеральное ведение, резюмировал представитель региона. Некоторые законодатели поддерживают данную инициативу. "Думаю, это позволит быстрее решать проблему (с состоянием дорожной инфраструктуры к АПП. – Прим. ред.). Необходимо обеспечить финансирование по их содержанию на запланированном уровне", – подчеркнула первый зампред комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совфеда Галина Карелова, добавив, что этот вопрос необходимо изучить Минтрансу России.

В свою очередь, А. Чекунков уточнил, что тема региональных и федеральных полномочий достаточно тонкая, требует бюджетной проработки.

Сканер на границе Ускорить прохождение грузопотока через пункты пропуска призваны современные технологии гос контроля. Сегодня при техническом оснащении погранпереходов монтируются портальные инспекционнодосмотровые комплексы (ИДК) нового типа, способные сканировать транспортные средства.

К настоящему времени такой аппаратурой в стране оснащены 7 пунктов пропуска, до 2027 года дополнительно будет оборудован 21 таможенный пост, причем не только на границе с КНР и Казахстаном, сообщил замглавы Минтранса РФ Валентин Иванов.

Новые ИДК при досмотре позволяют многократно увеличить производительность по сравнению с комплексами предыдущего поколения. "В чем их уникальность? Они обеспечивают 100-процентный сплошной контроль всех грузовых транспортных средств, пересекающих госграницу", – заверил первый замруководителя ФГКУ "Росгранстрой" Акоп Акопян.

По его словам, такой комплекс, установленный на АПП Маштаково, на участке российско-казахстанской границы, позволил увеличить интенсивность движения примерно на 30%. В настоящее время через него проходят до 1,5 тыс. грузовиков в сутки.

Аналогичное оборудование поступает на железнодорожный транспорт, например, на ст. Гродеково. Стационарный ИДК позволяет в автоматическом режиме контролировать грузы в вагонах, видеть содержимое контейнеров сквозь сталь толщиной до 32 см без остановки поезда, следующего со скоростью до 70 км/ч.

У пограничников работа новых досмотровых комплексов вызывает сдержанный оптимизм. "Результаты обнадеживающие. Если за время опытной эксплуатации во всех пунктах пропуска, где они стоят, 776 тыс. грузовиков проследовало, [предотвращено] 128 попыток незаконного перемещения грузов и товаров, включая несколько тонн прекурсоров для производства наркотиков", – комментирует замруководителя Пограничной службы ФСБ России Игорь Шмоткин. В то же время, уточнил он, есть вопросы технического характера, включая аспекты, связанные с интеллектуальным анализом изображения содержимого в машине, которые нужно еще проработать.

В качестве других решений, которые призваны улучшить работу пунктов пропуска, планируется тиражировать систему электронной очереди. Как рассказал А. Акопян, она эксплуатируется меньше 8 месяцев, но уже доказала свою состоятельность. За это время ей воспользовались более 110 тыс. водителей.

Данная система позволяет вести мониторинг движения транспорта через погранпереход и более глубоко задействовать резервы пропускной способности пункта пропуска, объяснил первый замруководителя "Росгранстроя". В частности, в АПП Забайкальск за счет электронной очереди потенциально стал возможен дополнительный пропуск 80 грузовых машин в сутки, сообщил он.

Положительный эффект для ускорения процедур оформления транспорта обещает интеграция информационных систем различных органов госконтроля, работающих на таможенной границе. Запуск в тестовую эксплуатацию этого процесса намечен на конец 2025 года.

"На сегодня в пунктах пропуска функционирует более 15 информационных систем разных служб. В первую очередь речь идет об открытых данных, – говорит А. Акопян. – Новый подход призван интегрировать в себя все информационные платформы, чтобы организовать прозрачный механизм контроля времени и нахождения транспортного средства в пункте пропуска".

Внедрение инноваций на погранпереходах – крайне актуальный вопрос, отметил зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров. "Можно сколько угодно вкладывать деньги в международные транспортные коридоры и транспортную инфраструктуру, но если пункты пропуска не справляются с грузопотоком, об увеличении скорости доставки и снижении транспортной составляющей в цене товаров говорить не приходится", – считает он. цитата "По результатам 2023 года фактический пропуск транспорта в автомобильном пункте пропуска Забайкальск вырос почти в два раза. Это результат большой работы: по переводу пункта пропуска на круглосуточный режим работы, снятию режима перецепки, внедрению системы электронной очереди, которая упорядочила процесс формирования очередности проезда к пункту пропуска и ликвидировала живую очередь на границе". Виталий Савельев, заместитель председателя правительства Российской Федерации

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер17.06.2024