27-05-19 / 2019
Новости отрасли
Дороги платят по счетам

Общую задолженность по взаиморасчетам перевозчики "пространства 1520" снизили втрое.

Представители железнодорожных администраций на 70-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества в Хельсинки договорились в ближайшие месяцы сократить число отцепок грузовых вагонов на межгосударственных стыковых пунктах (МГСП), а также продолжить снижение задолженностей по взаиморасчетам.

Участники заседания отметили, что в 2018 году по сети железных дорог государств – участников Содружества перевезено 2,032 млрд тонн грузов, что на 1,5% выше, чем в 2017 году. В I квартале текущего года железнодорожные администрации "пространства 1520" выполнили план погрузки на 100,2% и перевезли 495 млн тонн грузов (+0,3% к уровню аналогичного периода прошлого года). Однако стоит отметить, что рост грузоперевозок в международном сообщении по объединенной сети железных дорог в 2018 году (+3,2%) сменился снижением по итогам I квартала 2019 года – на 5,5% по сравнению с январем – мартом прошлом года. Максимальное падение объемов в этом сегменте наблюдается у АО "Узбекистон темир йуллари" (УТЙ, –29,2%), АО "Укрзализныця" (УЗ, –26,8%), а также у ГУП "Рохи охани Точикистон" (–17,4%).

За прошедший период, как и в течение последних лет, контейнерные перевозки продолжили активно развиваться. В прошлом году их объем составил 39,2 млн тонн, что выше плана на 9,2% и на 12,8% выше уровня 2017 года. По результатам I квартала 2019 года перевозки грузов в контейнерах продолжили рост и к предыдущему периоду прошлого года увеличились на 15,4%.

В своем выступлении председатель Дирекции совета Виктор Попов подробно остановился на вопросах неприема грузовых вагонов. Он отметил, что в прошлом году при передаче на стыковых пунктах отцеплено 78,8 тыс. вагонов, что на 3,8 тыс. вагонов (+5%) больше, чем в 2017 году. Основными причинами неприема подвижного состава остаются несоблюдение технических условий погрузки и крепления грузов, технические неисправности вагонов, а также нарушения конвенционного запрещения. Самый высокий рост отцепок в прошлом году зафиксирован при передаче вагонов со стороны агентства "Туркменские железные дороги" (в 2,4 раза по сравнению с 2017 годом), государственного железнодорожного концерна Латвии Latvijas dzelzcels (LDz, +36%) и УЗ (+25%). В то же время меры, принимаемые железнодорожными администрациями, позволили снизить неприем вагонов по коммерческим причинам на 6% (на 1,6 тыс. вагонов).

Участники заседания договорились "принять меры по обеспечению формирования полновесных и полносоставных грузовых поездов к передаче по МГСП, ритмичности их передачи в течение отчетных суток, своевременного приема и исключения случаев временного отставления грузовых поездов от движения на сопредельных железнодорожных администрациях, соблюдения технологических нормативов и нормативов оборота локомотивов, а также качественного планирования рабочего времени локомотивных бригад".

"Продолжить работу, направленную на сокращение количества непринятых грузовых вагонов по МГСП при проведении таможенного, коммерческого и технического контроля", – указывается в протоколе заседания совета.

Как ранее отмечал руководитель Департамента подвижного состава и безопасности движения Дирекции совета Александр Лукьянов, основная причина отцепок – человеческий фактор.

"Есть принятые требования по содержанию вагонного парка, креплению грузов, а также по формированию поездов. Большинство отцепок происходит именно из-за неточного исполнения этих требований – где-то недоглядел осмотрщик, где-то несвоевременно предоставили информацию о грузе. Таким образом, улучшить ситуацию позволит усиление контроля за исполнением всех установленных правил", – подчеркнул Александр Лукьянов.

"Следует отметить, что вопросам неприема грузовых вагонов на стыковых пунктах уделяется внимание на каждом заседании совета. Меры по исключению недостоверной передачи информации о неприеме грузовых вагонов обсуждались на заседаниях комиссий вагонного хозяйства и специалистов по информатизации железнодорожного транспорта, а также в апреле сего года на заседании руководителей хозяйств перевозок. И все-таки эта проблема решена не в полной мере", – констатировал Виктор Попов.

Еще один насущный вопрос – нарушение режима срочного возврата грузовых вагонов. По итогам прошлого года железнодорожные администрации "пространства 1520" нарушили такой режим порядка 14 тыс. раз (двукратный рост к 2017 году), начисленные платежи за нарушения составили 2,84 млн швейцарских франков (CHF). В этом году негативная динамика роста нарушений режима срочного возврата продолжилась – в течение I квартала 2019 года таких случаев зафиксировано уже около 8 тыс. на общую сумму 1,559 млн CHF.

В то же время пассажирский комплекс объединенной сети, напротив, может похвастаться успехами. Размеры движения международных пассажирских поездов с декабря этого года увеличатся до 119 пар (по сравнению с 116 парами в прошлом году). Впервые с 2007 года в этой сфере наметилась тенденция к росту. Как рассказал руководитель Департамента пассажирской и грузовой работы Дирекции совета Александр Иловайский, уже сейчас предварительно согласованы размеры движения пригородных поездов, пересекающих госграницы, – 25 пар.

"Разработку графика движения международных пассажирских поездов на 2019–2020 годы предполагается завершить до 9 августа", – подчеркнул Александр Иловайский.

Взаиморасчеты – традиционно горячая тема для заседаний совета. Как следует из протокола заседания, общую сумму задолженности по расчетам за международные перевозки удалось снизить на 16 млн CHF – до 4,8 млн CHF. Впрочем, за январь – март текущего года тело долга выросло до 5,3 млн CHF. Основными должниками, по состоянию на 1 апреля 2019 года, оставались агентство "Туркменские железные дороги" (4,1 млн CHF) и ГП "НК "Кыргыз темир жолу" (839,6 тыс. CHF).

К слову, компании "Иранские железные дороги" (ИЖД) к концу I квартала текущего года удалось сократить объем задолженности по расчетам за пользование грузовыми вагонами принадлежности железнодорожных администраций до 2,9 млн CHF (–9,1 млн CHF по сравнению с 2017 годом). Как сообщили в Дирекции совета, в случае если иранская компания "выполнит все взятые на себя обязательства", на очередном заседании совета (планируется, что оно состоится в октябре 2019 года в Минске) может быть рассмотрен вопрос о присвоении ИЖД статуса ассоциированного члена совета. На сегодняшний день компания присутствует в организации в статусе наблюдателя.

На заседании совета также были вручены почетные грамоты работникам железных дорог государств – участников Содружества за значительный вклад в координацию работы железнодорожного транспорта на межгосударственном уровне и выработку согласованных принципов его деятельности, укрепление сотрудничества и обеспечение эффективной работы железных дорог в международном сообщении. В частности, грамотами отмечены начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Михаил Сапетов и начальник Департамента зарубежных проектов и международного сотрудничества "РЖД" Антон Козлов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152027.05.2019