04-06-12 / 2012
Новости отрасли
Дороги перешли на новый график движения и план формирования поездов

Павел Иванов, начальник центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД"

В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта российские железные дороги перешли на новый график движения и план формирования поездов. При их разработке особое внимание было уделено соответствию графика реальным потребностям в перевозках пассажиров и грузов.

- Павел Алексеевич, каких результатов удалось достичь Центральной дирекции управления движением в ходе подготовки документа?

- При разработке нового графика движения поездов мы прежде всего ставили задачу увеличения размеров грузового движения на лимитирующих направлениях. В основу реализации этой задачи были заложены два основных принципа - оптимизация графика пассажирских и пригородных поездов и повышение скорости грузовых. В результате новый график движения поездов имеет существенные отличия от предыдущего и по качеству, и по содержанию.

В новом графике движения поездов предусмотрена междорожная передача вагонов в объеме 212,6 тыс. вагонов в сутки (в графике 2011/2012 года - 208,8 тыс. вагонов в сутки). Увеличены размеры движения по стыкам (в парах): Черусти, Чепца, Дружинино, Исилькуль, Кошта, Сонково, Красное. Участковая скорость грузовых поездов в нормативном графике увеличена на 1,1 км/ч.

Для повышения пропускных способностей применен частично параллельный график. В результате на участке Богданович - Войновка Свердловской дороги размеры движения грузовых поездов увеличены до 78 поездов. Сохранен частично-параллельный график на участках: Петровский Завод - Шилка Забайкальской, Октябрьск - Безенчук Куйбышевской, Кошта - Бабаево Октябрьской дорог.

В целях стабилизации эксплуатационной работы Московской дороги произведена прокладка дополнительных 10 пар грузовых поездов на участке Вязьма - Бекасово-сортировочное (где общие размеры грузовых поездов составят 60 пар) и 8 поездов на участке Рыбное - Воскресенск (где размеры увеличились до 88 пар). Эти меры позволят сократить временные интервалы по отправлению грузовых поездов со станций Рыбное, Вязьма, Бекасово-сортировочное.

За счет изменения маршрута следования для четырех пар пассажирских поездов (исключен заезд на станцию Бекасово-сортировочное) полигон БМО Московской дороги почти полностью специализирован под грузовое движение (за последние 5 лет с БМО выведены на радиальные направления 18 пар пассажирских поездов).

- Учитывая важность увеличения объемов движения грузовых составов по технологии "твердых ниток", насколько в новом графике реализована данная задача?

- По специально разработанным расписаниям предусмотрено в обращении 499 грузовых поездов, из них: 316 - контейнерных, 101 - наливных маршрутов, 46 - для перевозки рудно-металлургических грузов, угля, глинозема, алюминия, 13 - черных металлов , 10 - минеральных удобрений, 4 - рефрижераторных поездов. Общая протяженность участков с повышением скоростей для грузовых поездов составляет 2895 км.

В связи с пропуском сезонных летних поездов минимальные технологические "окна" до 50 минут заложены на участках: Пенза-4 - Рузаевка, Ульяновск - Сызрань Куйбышевской, Чертково - Лихая Северо-Кавказской, Серпухов - Тула Московской дорог.

В новом графике предусмотрено 47 "ниток" для тяжеловесных поездов весом от 8 до 12 тыс. тонн.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о новом плане формирования грузовых поездов.

- В 2011 году количество транзитных вагонов увеличилось на 29,9 тыс. вагонов в сутки и составило 909,6 тыс. вагонов, количество транзитных вагонов с переработкой сократилось на 2,2 тыс. вагонов (235,5 тыс. вагонов), без переработки - увеличилось на 32,1 тыс. вагонов (674,1 тыс. вагонов).

Первый квартал 2012 года характеризовался ростом общего вагонопотока по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По сравнению с I кварталом 2011 года транзитный вагонопоток увеличился на 2,8%.

В настоящий момент в целом по сети формируются поезда более 3,7 тыс. назначений.

В условиях роста объема перевозок, проведения масштабных работ по капитальному ремонту пути, а также дефицита пропускных способностей и проблем управления приватными вагонными парками особое значение приобретает погрузка грузов отправительскими маршрутами. В 2011 году отправительскими маршрутами перевезено 41,6% (+0,7% к 2010 году) общей погрузки грузов. Ежесуточно организованными составами с мест погрузки отправлялось 23,4 тыс. вагонов. Аналогичный рост наблюдался и в I квартале 2012 года.

На ряде дорог по итогам I квартала 2012 года уровень маршрутизации увеличен по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Наибольший рост достигнут на Забайкальской, Красноярской, Восточно-Сибирской дорогах.

Отмечу, что маршрутизация является одним из инструментов повышения среднего веса грузового поезда. Так, по итогам 2011 года средний вес отправительского маршрута составил 5098 тонн, что на 1228 тонн выше среднего веса грузового поезда (3868 тонн). Департамент управления движением в своей работе стремится к улучшению качества использования подвижного состава, увеличению скорости продвижения порожних полувагонов под погрузку, сокращению количества переработки их в пути следования.

Так, на 17 сортировочных станциях Западного и Центрального регионов сети выделены соответствующие пути и установлено формирование технических маршрутов из порожних полувагонов назначением на станцию Ерунаково Западно-Сибирской, на 4 станциях Восточного полигона - назначением на станции Кийзак и Латыши этой же дороги с последующей передачей их на станции погрузки угля.

Большая работа проводится по организации отправительских маршрутов из порожних полувагонов непосредственно на станциях выгрузки.

- Как новый план формирования движения согласуется с планом проведения ремонтных "окон"?

- Массовое предоставление "окон" по капитальному ремонту пути внесло значительные изменения в действующий порядок направления вагонопотоков. В 2011 году продолжена практика оперативной корректировки плана формирования в соответствии с установленными этапами проведения работ по ремонту пути, по каждому междорожному стыковому пункту были установлены размеры передачи поездов. На основе этого разрабатывались варианты отклонения на параллельные направления транзитного вагонопотока для каждого этапа проведения работ. Эти же принципы сохраняются и в 2012 году.

Продолжена работа по переключению части транзитных вагонопотоков с направлений, обслуживаемых тепловозной тягой, на электрифицированные ходы. За 2011 год с тепловозных ходов отклонено 124,1 тыс. вагонов, при этом общее сокращение эксплуатационных расходов составило 470 млн руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.06.12На повышенных скоростях