21-12-17 / 2017
Новости отрасли
Дороги без границ

К 2025 году доходы от зарубежной деятельности холдинга "РЖД" должны вырасти с сегодняшних 468 млрд до 800 млрд руб. Основным способом, с помощью которого компания хочет достичь этого результата, является выход на рынки других государств с комплексными транспортными проектами.

ОАО "РЖД" планирует наращивать зарубежный портфель проектов. Как пояснил в среду журналистам первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Александр Мишарин, подготовленная холдингом Стратегия зарубежного бизнеса до 2025 года предполагает, что к этому сроку объем выручки от зарубежной деятельности (включает в себя транзит, логистику, управление активами и доходы от проектов в иностранных государствах. – Ред.) достигнет 22% от выручки всего холдинга.

Высокий уровень доходов от зарубежной деятельности характерен для европейских железнодорожных компаний. Например, у немецкой Deutsche Bahn он составляет 40% (18,4 млрд евро), а у французской SHCF – 22%. Как полагают в ОАО "РЖД", сейчас рынок международных железнодорожных проектов находится в фазе роста, и он будет расти и далее. С 2016 по 2030 год общая стоимость строительства железнодорожной инфраструктуры в государствах мира превысит 4 трлн евро, и российские компании вполне могут увеличить свою долю на нем.

Напомним, интеграция в мировую транспортную отрасль – одна из важнейших задач компании. "Мы планируем динамично развивать зарубежный бизнес холдинга. Самое сложное – это научиться продавать наши компетенции в условиях жесточайшей глобальной конкуренции. Уверен, мы справимся с этой задачей и портфель наших международных проектов увеличится в разы", – заявил в своем выступлении на III съезде железнодорожников глава РЖД Олег Белозеров.

"С учетом того, что мы будем работать на высококонкурентном рынке, это очень сложная и важная задача с точки зрения продвижения на международный рынок не только транспортных, но и российских машиностроительных компаний, – отметил Александр Мишарин. – Чем лучше мы работаем внутри России, тем легче сможем продвигать российские интересы. Мы выходим на международные рынки не как транспортная компания, а с комплексными проектами вместе с нашими российскими производителями железнодорожной техники. Эти проекты понятны тем, кто заказывает эту работу, поэтому мы и побеждаем в тендерах".

Сегодня ОАО "РЖД" уже имеет портфель заказов в 15 государствах. Полным ходом идет модернизация инфраструктуры в Сербии, подписан контракт на электрификацию железной дороги Гармсар – Инче Бурун в Иране, в высокой степени готовности документы по модернизации железной дороги на Кубе, в разработке ТЭО проекта модернизации линии Нагпур – Секундерабад в Индии. Россия вернулась с железнодорожным проектом во Вьетнам, идут переговоры в Бразилии и Аргентине, предполагается участие в конкурсе на постройку железной дороги в Саудовской Аравии.

В Департаменте зарубежных проектов и международного сотрудничества ОАО "РЖД" указывают, что сейчас в мире большая часть строек реализуется на принципах ГЧП и проектного финансирования, поэтому особенно важно выстроить взаимоотношения с мировыми институтами развития, банками и финансовыми фондами. Поэтому в рамках Стратегии зарубежного бизнеса холдинга "РЖД" предполагается налаживание такого взаимодействия, а также формирование новых консорциумов и стратегических альянсов с теми мировыми компаниями, которые уже присутствуют на тех рынках, куда собираются выходить РЖД.

У РЖД есть неоспоримые конкурентные преимущества перед другими зарубежными компаниями. Во-первых, это уникальный и успешный опыт управления железными дорогами целых государств – Армении и Монголии. Во-вторых, ни одна железная дорога не имеет таких объемов грузовых перевозок, как РЖД. Из недостатков можно указать пока лишь то, что российский бизнес в целом мало представлен за рубежом.

"Когда РЖД будут продавать свои проекты в развивающихся странах, где необходим большой объем перевозок, то там все понимают, что именно наша компания – номер один в этой сфере и ни у кого больше нет такого опыта, – рассказал "Гудку" Владимир Косой, президент Фонда развития инфраструктуры (он участвовал в разработке стратегии. – Ред.). – Преимущества зарубежных компаний связаны лишь с тем, что они уже давно находятся в этих государствах, имеют опыт и связи. Конечно, нужно искать возможности кооперации, если это гарантирует хороший результат".

По остальным позициям наш российский бизнес ничем не уступает. К примеру, индийские консалтинговые компании обратились в РЖД с просьбой нарастить свои компетенции в составлении комплексных планов развития, чтобы иметь возможность предложить своему правительству план развития железных дорог по всей стране.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.12.2017