19-09-18 / 2018
Новости отрасли
Дороге повысят статус

Господдержка привлечёт инвесторов на Белкомур

Проект «Белкомур» (железнодорожная магистраль Соликамск – Сыктывкар – Архангельск, Белое море – Коми – Урал) войдёт в Стратегию пространственного развития России и комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поддержал соответствующую инициативу губернатора Архангельской области Игоря Орлова и поручил включить проект в государственные программы.

Материалы проекта рассмотрят на межведомственной рабочей группе по вопросам развития железнодорожного транспорта. План мероприятий по подготовке материалов проекта строительства железнодорожной магистрали Белкомур утверждён в июле 2017 года. В администрации Архангельской области считают, что строительство железнодорожной магистрали позитивно повлияет на социально-экономическое развитие всех причастных регионов.

По словам Игоря Орлова, оценки экспертного сообщества говорят о том, что это экономически состоятельный, прорывной проект, необходимый для межрегионального развития страны.

«Включение «Белкомура» в Стратегию пространственного развития РФ и комплексный план развития магистральной инфраструктуры – очевидный сигнал потенциальным инвесторам о том, что стоит обратить внимание на этот проект. Государству он нужен, и мы готовы рассматривать инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнёрства», – сообщил «Гудку» глава региона.

На решение правительства повлияли расчёты Центра стратегических разработок в 2017 году, которые подтвердили позитивное влияние проекта на социально-экономическое развитие макрорегиона в его локализации (Архангельская область,

Республика Коми, Пермский край). К примеру, рост среднегодового дохода населения увеличится на 2%, будет создано до 40 тыс. новых рабочих мест и дополнительные поступления в бюджеты различных уровней за время реализации проекта составят 1,2 трлн руб.

Кроме того, «Белкомур» уже включён в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в Транспортную стратегию РФ до 2030 года и в Схему территориального планирования РФ. С учётом этих документов актуализирована перспективная грузовая база железной дороги.

Протяжённость магистрали составит более 1,1 тыс. км, из них 712 ещё нужно построить, а остальную часть пути реконструировать. Дорога сформирует новый международный и межрегиональный транспортный коридор и увеличит транспортную доступность и инфраструктурную обеспеченность регионов Северо-Запада и Арктической зоны РФ. Пропускная способность железной дороги рассчитана на 35 млн тонн груза в год по направлению к портам Северо-Запада России. Грузовая база проекта, которую обеспечат предприятия Урала и Западной Сибири, включает минеральное сырьё, удобрения, нефтяные и лесные грузы, контейнеры. При этом 60% – это перераспределение уже имеющихся грузопотоков на Северо-Запад, а 40% – вновь привлечённые грузы.

По словам генерального директора ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур» Владимира Щёлокова, проект находится в высокой степени готовности и это предстоит обосновать на заседании межведомственной рабочей группы.

«По влиянию на макрорегионы и макроэкономику в настоящее время наш проект является самым крупным, если не принимать во внимание возможное строительство Сахалинского моста. Кроме того, вплоть до 2024 года проект не потребует никаких средств, поскольку будет реализован за счёт финансирования инвесторов. И мы не претендуем ни на одну копейку из федерального бюджета», – сообщил «Гудку» Владимир Щёлоков.

Напомним, 30 мая Евразийский банк развития (ЕАБР) принял решение о финансировании строительства железнодорожной магистрали Белкомур на условиях кредитования в объёме 278 млрд руб. Таким образом, ЕАБР подтвердил интерес к проекту и готовность выступить в качестве ключевого банка в рамках синдицированного кредита, потому что самостоятельно предоставить такой объём средств довольно сложно.

Руководству «Белкомура» предстоит определиться с инвестором, который возьмёт кредит, так как финансовая схема предусматривает, что он будет вкладывать в проект 20% собственных или заёмных средств, и 80% – это кредитные деньги, которые в данном случае ЕАБР перекрывает с лихвой.

Как считает Владимир Щёлоков, включение проекта в стратегию и план будет сигналом для инвесторов о том, что его статус поменялся.

Кроме того, изменится срок его реализации, магистраль будет готова к середине 2024 года, а строительство начнётся в 2019 году после подписания концессионного соглашения, говорит Владимир Щёлоков. И только после этого момента потребуется поддержка государства в виде компенсации выпадающих минимальных доходов до выхода железной дороги на самоокупаемость в течение 11 лет.

Также кардинально меняет в лучшую сторону ситуацию с проектом принятое правительством решение о строительстве Северного широтного хода, отметил Владимир Щёлоков. Так как строительство северного участка Белкомура в районе Сыктывкара до Архангельска – один из кратчайших путей до северных портов.

Так как по указу президента РФ Стратегию пространственного развития России и комплексный план развития магистральной инфраструктуры необходимо сформировать к 1 октября, к этому сроку должно быть готово итоговое решение и по «Белкомуру».

Справка «Гудка»

Проект «Белкомур» – это строительство железнодорожной магистрали протяжённостью 1161 км Соликамск – Сыктывкар – Архангельск, реализуемое на условиях государственно-частного партнёрства. Стоимость в ценах 2016 года составляет 251,5 млрд руб., провозная способность – 35 млн тонн грузов в год. Крупнейшие участники – администрации Республики Коми, Архангельской и Пермской областей. Доля Коми – 48,32%, Архангельской области – 19,81%, Пермского края – 9,42%, у других участников – 22,45%. Оператор проекта – ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур». Уставный капитал общества составляет 1322 млрд руб. Компания владеет двумя лицензиями на добычу инертных стройматериалов на двух месторождениях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.09.2018