22-09-18 / 2018
Новости отрасли
Дороге помогли новым статусом

Новый маршрут к портам Белого моря

Проект железнодорожной магистрали "Белкомур" (Архангельская область, Республика Коми и Пермский край) получит государственную поддержку и будет реализован за пять лет, к 2024 году. Дорога станет кратчайшим путем для доставки российских грузов в порты северо-запада страны.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил включить проект в Стратегию пространственного развития России и комплексный план развития магистральной инфраструктуры и рассмотреть строительную документацию на межведомственной рабочей группе по вопросам развития железнодорожного транспорта. В правительстве считают, что магистраль поможет социально-экономическому развитию Архангельской области, Республики Коми и Пермского края.

Такое решение принято на рабочей встрече Дмитрия Медведева с губернатором Архангельской области Игорем Орловым.

Напомним, план мероприятий по подготовке материалов проекта строительства железнодорожной магистрали "Белкомур" утвержден в июле 2017 года.

По словам Игоря Орлова, оценки экспертного сообщества говорят о том, что это экономически состоятельный, прорывной проект, необходимый для межрегионального развития страны. "Включение "Белкомура" в Стратегию пространственного развития РФ и комплексный план развития магистральной инфраструктуры – очевидный сигнал потенциальным инвесторам о том, что стоит обратить внимание на этот проект. Государству он нужен, и мы готовы рассматривать инвестиционные проекты в рамках государственно-частного партнерства", – прокомментировал он "Гудку".

На решение правительства повлияли расчеты Центра стратегических разработок в 2017 году, которые подтвердили позитивное влияние проекта на социально-экономическое развитие макрорегиона в его локализации (Архангельская область, Республика Коми, Пермский край). К примеру, рост среднегодового дохода населения увеличится на 2%, будет создано до 40 тыс. новых рабочих мест, и дополнительные поступления в бюджеты различных уровней за время реализации проекта составят 1,2 трлн руб.

Кроме того, "Белкомур" уже включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в Транспортную стратегию РФ до 2030 года и в схему территориального планирования РФ. С учетом этих документов перспективная грузовая база железной дороги актуализирована.

Магистраль длиной более 1,1 тыс. км, из них 712 нужно построить, остальную часть пути реконструировать, она сформирует новый международный и межрегиональный транспортный коридор и увеличит транспортную доступность и инфраструктурную обеспеченность регионов Северо-Запада и Арктической зоны РФ.

Пропускная способность железной дороги рассчитана на 35 млн тонн груза в год по направлению к портам Северо-Запада РФ. Грузовая база проекта, которую обеспечат предприятия Урала и Западной Сибири, включает минеральное сырье, удобрения, нефтяные и лесные грузы, контейнеры. При этом 60% – это перераспределение уже имеющихся грузопотоков на северо-запад, а 40% – вновь привлеченные.

По словам генерального директора ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" Владимира Щелокова, проект находится в высокой степени готовности, и это предстоит обосновать на межведомственной рабочей группе. "По влиянию на макрорегионы и макроэкономику он является в настоящий момент самым крупным, если не принимать во внимание возможность строительства Сахалинского моста. Кроме того, вплоть до 2024 года проект не потребует никаких средств, поскольку будет реализован за счет финансирования инвесторов. И мы не претендуем ни на одну копейку из федерального бюджета", – сообщил "Гудку" Владимир Щелоков.

Напомним, 30 мая Евразийский банк развития (ЕАБР) принял решение о финансировании строительства железнодорожной магистрали Белкомур на условиях кредитования в объеме 278 млрд руб. Таким образом, ЕАБР подтвердил интерес к проекту и готовность выступить в качестве ключевого банка в рамках синдицированного кредита, потому что самостоятельно предоставить такой объем средств довольно сложно.

Руководству "Белкомура" предстоит определиться с инвестором, который возьмет кредит, так как финансовая схема предусматривает, что он будет вкладывать в проект 20% собственных или заемных средств, и 80% – это кредитные деньги, которые в данном случае ЕАБР перекрывает с лихвой.

Как считает Владимир Щелоков, включение проекта в стратегию и план будет сигналом для инвесторов о том, что его статус поменялся.

Кроме того, изменится срок его реализации, магистраль будет готова к середине 2024 года, а строительство начнется в 2019 году после подписания концессионного соглашения, говорит Владимир Щелоков. И только после этого момента потребуется поддержка государства в виде компенсации выпадающих минимальных доходов до выхода железной дороги на самоокупаемость в течение 11 лет.

Также кардинально меняет в лучшую сторону ситуацию с проектом принятое правительством решение о строительстве Северного широтного хода, отметил Владимир Щелоков. Так как строительство северного участка Белкомура в районе Сыктывкара до Архангельска – один из кратчайших путей до северных портов.

Так как по указу президента РФ Стратегию пространственного развития России и комплексный план развития магистральной инфраструктуры необходимо сформировать к 1 октября, к этому сроку должно быть готово итоговое решение и по "Белкомуру".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152022.09.2018