11-03-21 / 2021
Новости отрасли
Дороге определили приоритеты

"Укрзализныця" в 2021 году большую часть расходов компании направит на инвестиции

В конце февраля в Киеве прошел всеукраинский форум "Украина 30. Инфраструктура", организованный правительством страны. Среди обсуждаемых тем были модернизация "Укрзализныци" (УЗ) и государственное регулирование железнодорожной отрасли. Согласно представленным планам, в 2021 году компания намерена выделить около 14 млрд грн (36 млрд руб.) на обновление подвижного состава и инфраструктуры.

По словам председателя правления УЗ Владимира Жмака, в этом году приоритетной расходной статьей бюджета предприятия станет финансирование модернизации инфраструктуры.

"УЗ меняет приоритеты и в первую очередь будет инвестировать в производство. Подвижной состав и инфраструктура уже давно отслужили свой век, износ достигает 90%. Поэтому наш акцент на сегодня, после того как мы переформатировали наши расходы, смещается на инвестиции. Около 4,5 млрд грн мы вложим в инфраструктуру. В первую очередь это касается участков путей, где вынужденное снижение скорости достигает 20 км/ч. И будем инвестировать в подвижной состав. Более 10 млрд грн планируем направить на модернизацию локомотивов, вагонов, электричек", – заявил Владимир Жмак.

В этом году компания планирует отремонтировать два двухэтажных электропоезда Skoda, которые выведены из эксплуатации с 2018 года. Также УЗ модернизирует 50 секций пригородных поездов, а это 9-10 электричек.

По подсчетам УЗ, по сравнению с остальными активами предприятия парк пригородных электричек самый изношенный и составляет 95%. Для решения этой проблемы компания разрабатывает проект City Express.

Новая система пригородного железнодорожного сообщения должна объединить крупные города с их городами-спутниками за счет работы пригородных электричек по принципу челнока (транспорт движется без остановок). Реализация пилотного проекта начнется в Киеве, Харькове и Днепре. Таким образом в компании рассчитывают увеличить пассажиропоток в крупные города в два раза.

На первом этапе в Киеве челночные электрички появятся по маршрутам Буча – Святошино, Боярка – Киев, станция метро "Почайна" – Вышгород. Основой для киевского City Express станет кольцо, по которому сейчас ездит городская электричка "Киевпасстранс". К нему планируют подключить все основные города-спутники Киева – Вышгород, Бровары, Борисполь, Белую Церковь, Фастов, Боярку, Вишневое, Ирпень, Бучу.

Выступая на форуме, президент Украины Владимир Зеленский подчеркнул, что проект City Express решит проблемы городского трафика в больших городах, а также улучшит качество пригородного железнодорожного сообщения.

"Граждане, которые ездят на электричках, прекрасно знают, в каком ужасном они состоянии. Новый проект должен решить эти проблемы. Городские власти Киева уже ведут переговоры с потенциальными партнерами. В Харькове и Днепре разрабатывается концепция формирования маршрутов", – сообщил Владимир Зеленский.

Как рассказал директор филиала УЗ "Пассажирская компания" Александр Перцовский, проект предполагает использование существующей железнодорожной инфраструктуры, но с ее модернизацией. Будут обновлены платформы, пересадочные пункты, сигнальная система, а также подвижной состав.

"Мы оптимизируем расписание, чтобы были приемлемые интервалы движения, единая информационная система, новое билетирование. В результате пассажир сможет беспроблемно пересаживаться между разными сегментами общественного транспорта. По нашим данным, только 70-80 тыс. человек из 500 тыс., которые живут в пригороде, но работают и учатся в столице, ездят железной дорогой. Мы хотим, чтобы железной дорогой пользовались как минимум 35-40% жителей пригорода. Судя по опыту Парижа и Берлина, это достижимые цифры", – пояснил Александр Перцовский.

Еще одним механизмом по улучшению предоставления услуг пассажирских перевозок является внедрение единого интермодального билета на все виды транспорта SmartTicket. Пилотный проект Министерства инфраструктуры Украины завершится в июне 2021 года, а уже со следующего месяца сервис начнет работать по всей стране.

По словам министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия, многие города в принципе еще не имеют единого электронного билета и это будет учитываться при подключении. Им будет предлагаться готовая технология.

"В то время когда отдельные города до сих пор соревнуются, как лучше сделать систему цифрового единого билета в пределах города, мы уже говорим об интермодальных пассажирских перевозках. Единый билет можно будет использовать на различных видах транспорта и в разных городах. Стоит отметить, что запуск сервиса SmartTicket на ценах для пассажиров не отразится", – подытожил Владислав Криклий.

Для привлечения дополнительных средств в бюджет УЗ Владислав Криклий анонсировал передачу непрофильных активов в концессию. По его словам, сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами о государственно-частном партнерстве железнодорожных вокзалов Одессы и Львова. По словам министра, концессия позволит превратить вокзалы в торгово-развлекательные комплексы и создать дополнительные рабочие места.

Как считает заместитель министра финансов Украины Александр Кава, за 20 лет уже много активов отчуждено, однако это не привело к повышению эффективности работы компании. Для улучшения показателей необходимо увеличивать грузовые перевозки.

"К сожалению, в этом плане мы не видим инициатив от УЗ. Необходимо пересмотреть тарифную политику, поскольку адвалорная система тарифообразования себя не оправдывает. Ныне существующая тарифная система не пересматривалась со времен Столыпина, в нашей стране она намного ниже, чем в соседних государствах. Это принесет больший эффект, чем просто сдача в аренду металлолома. Более того, необходимо инвестировать в инфраструктуру, которая необходима для грузовых перевозок по железной дороге, нужно развивать грузовые перевозки, и потенциал для этого есть", – пояснил Александр Кава.

По словам первого заместителя министра инфраструктуры Украины Дмитрия Абрамовича, в стране наконец должны принять законопроект о создании независимого регулятора тарифов на железной дороге.

Соответствующий проект закона о создании такого органа находится в Верховной раде с мая 2020-го, но его до сих пор не могут принять. Инициативой предусматривается создание комиссии, которая будет отвечать за тарифную политику государственных монополий в сфере транспорта, в том числе и УЗ.

"У нас каждый год постоянно спорят относительно тарифов на железнодорожном транспорте. И в грузовых перевозках, и в пассажирском секторе. Нам необходим независимый регулятор, а именно национальная комиссия", – сообщил Дмитрий Абрамович.

Среди проектов, реализация которых запланирована на 2021 год, строительство высокоскоростной линии с колеей 1435 мм Киев – Львов – граница с Польшей. Скорость движения поездов на новом участке протяженностью 896 км будет достигать 250 км/ч.

Как рассказал Владислав Криклий, южнокорейская компания Hyundai выделит $2 млн грантовых средств на разработку пред-ТЭО строительства скоростной магистрали.

"В марте в Южную Корею выезжает делегация представителей Министерства инфраструктуры и УЗ. Там будут заключены в том числе меморандумы. Подпишем соглашения по сотрудничеству и подготовим межгосударственное соглашение, чтобы реализовать этот очень масштабный проект", – сообщил Владислав Криклий.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152011.03.2021