19-06-21 / 2021
Новости отрасли
Дороге дали оценку

Строительство Кабульского транзитного коридора откроет странам Центральной Азии выход к морю

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований Узбекистана совместно с "Узбекистон темир йуллари" (УТЙ, Узбекская железная дорога) провел исследование проекта строительства будущей железной дороги Мазари-Шариф (Афганистан) – Кабул (город на востоке Афганистана, вблизи афгано-пакистанской границы) – Пешавар (Пакистан). По мнению экспертов, после ввода магистрали в эксплуатацию прогнозируемый объем перевозок грузов составит 4 млн тонн в год с дальнейшим увеличением до 7 млн тонн. Предварительная стоимость реализации проекта составляет около $4,8 млрд.

Будущую магистраль соединят с сетью железных дорог пространства 1520 в Хайратоне (город на севере Афганистана, на афганско-узбекистанской границе) через существующую линию из Мазари-Шарифа.

Предлагается два варианта строительства Кабульского коридора. Либо магистраль будет пересекать горную систему Гиндукуш в том месте, где высоты перевалов (например, перевала Саланг) достигают 3,8 тыс. и более метров, либо по более равнинным частям страны, вокруг хребта Гиндукуш, через Герат, Лашкаргах, Кандагар и Газни. По оценкам экспертов, в зависимости от выбора трассы строительство будет завершено в течение 4-5 лет.

Страны Центральной Азии не имеют прямого выхода к международным морским портам, поэтому у этих государств расходы на международные перевозки и транзит больше, чем у стран, которые имеют свободный доступ к морю. Строительство новой железной дороги откроет прямой выход к пакистанским портам Карачи и Гвадар, что снизит временные и финансовые расходы на транспортировку, а также позволит обеспечить транзит товаров через Узбекистан из Индии и Пакистана в страны СНГ и Европы.

Согласно исследованию, Трансафганская магистраль имеет несколько конкурентных преимуществ по сравнению с действующими маршрутами до портов стран Юго-Восточной Азии через территорию Ирана. Предполагается, новый маршрут сократит сроки доставки грузов до портов по железной дороге, поскольку расстояние от Ташкента до порта Мумбаи через иранский порт Бендер-Аббас составляет 4249 км, а через порт Карачи – 3588 км.

По словам директора Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Элдора Арипова, реализация проекта позволит существенно сократить стоимость и сроки доставки грузов. Из Пакистана в Узбекистан осуществить транспортировку товаров можно будет за 3-5 дней. Сейчас этот путь занимает 35 суток.

"Сокращение сроков доставки – это снижение стоимости перевозки грузов, значит, экономия средств. По предварительным расчетам, новый маршрут позволит снизить стоимость перевозки одного 20-футового контейнера в несколько раз. Расходы на перевозку контейнера от Ташкента до Карачи ориентировочно составят $1400-1600, тогда как по маршруту Ташкент – Бендер-Аббас цена варьируется от $2600 до $3000. То есть почти в 1,5-2 раза меньше", – пояснил Элдор Арипов.

Вдоль будущей железной дороги на территории Афганистана Узбекистан построит высоковольтную линию электропередачи Сурхан – Пули-Хумри. ЛЭП протяженностью 260 км подключит Кабул к единой энергетической системе Центральной Азии. По всему остальному маршруту будет установлена ЛЭП CASA-1000. Как считают эксперты, это будет способствовать снижению затрат на этапах строительства и эксплуатации железной дороги за счет ее электрификации.

По словам вице-премьера Узбекистана Сардора Умурзакова, проект строительства железной дороги увеличит транзитный потенциал грузовых перевозок между странами СНГ и Восточной Европы с Афганистаном, Пакистаном и странами Южной и Юго-Восточной Азии.

Эксперты прогнозируют рост экспорта горнорудной промышленности из Афганистана на международные торговые рынки. Благодаря тому, что вдоль путей предполагаемого маршрута на территории Афганистана расположены месторождения полезных ископаемых, страна сможет увеличить количество рабочих мест, а также улучшить экономические показатели за счет сбыта продукции.

Исследование показало, что целесообразнее вводить в эксплуатацию железную дорогу Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар одновременно с магистралью Китай – Киргизия – Узбекистан. По мнению экспертов, развитие этих маршрутов увеличит транзитный потенциал стран Центрально-Азиатского региона и сформирует новые транзитные коридоры: Индия – Пакистан – Афганистан – Узбекистан – Киргизия – Китай, Индия – Пакистан – Афганистан – Узбекистан – Казахстан – Россия – Белоруссия – Европа, Китай – Киргизия – Узбекистан – Иран – Турция – Европа, Китай – Киргизия – Узбекистан – Туркменистан – Азербайджан – Грузия – Турция – Европа.

Начальник управления обеспечения информационной безопасности и информационного развития, директор ННО "Научно-исследовательский информатизационный центр" АО "Узбекистон темир йуллари" Умидулла Ибрагимов отметил, что страны Юго-Восточной Азии заинтересованы в выходе на Европу, а страны Евросоюза – в Юго-Восточную Азию по кратчайшим сухопутным маршрутам.

"В настоящее время существуют сухопутные маршруты из Китая в Европу с участием железнодорожных инфраструктур Казахстана и России. Однако связующих дорог с Индией и Пакистаном нет, что сдерживает интенсивность развития торгово-экономических отношений между этими странами", – пояснил он.

Напомним, делегации Узбекистана, Афганистана и Пакистана подписали дорожную карту по строительству Трансафганской железной дороги. Согласно документу, железная дорога протяженностью 573 км соединит три страны. Маршрут пройдет от Пешавара до Кабула и далее через Мазари-Шариф в Узбекистан. На линии предполагается построить 27 станций, 912 искусственных сооружений, 18 км мостов и 7 тоннелей общей протяженностью более 70 км. Строительство новой железной дороги планируется начать в сентябре этого года.

По данным Министерства инвестиций и внешней торговли Узбекистана, проект вызвались финансировать Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Исламский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Американская корпорация по финансированию международного развития.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152019.06.2021