10-09-14 / 2014
Новости отрасли
Дорога в Крым

Работы по строительству моста через Керченский пролив, который призван соединить Крым с материковой частью России, фактически стартовали в августе. Достаточно ли будет для развития республики создания одного моста? Исчезнут ли очереди на паромных переправах и станет ли полуостров доступным для грузов и туристов со всего мира?

О начале строительных работ 5 сентября президенту России Владимиру Путину сообщил министр транспорта Максим Соколов. По его словам, начаты земляные работы в районе подходов к будущему мосту.

Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин подтвердил ранее озвученную информацию о начале строительства железнодорожных переходов к будущему мосту через Керченский пролив. "Сейчас мы начинаем мобилизацию строительных ресурсов, для того чтобы в соответствии с полученными указаниями приступить к строительству ветки протяженностью 26 км", - рассказал глава РЖД.

Напомним, проектом предусмотрено строительство двухпутной электрифицированной дороги с пропускной способностью около 100 млн т грузов в год. Стоимость строительства Керченского моста составит порядка 230 млрд руб. Общая длина транспортного перехода - 19 км. За реализацию отвечает Росавтодор. Проект включает в себя несколько участков: помимо мостового перехода через канал (6 км), в него входят участки прохождения по косе Тузла (6,5 км), а также по дамбе и участку существующего пролива (еще 6,5 км). Помимо этого, строительство транспортного перехода включает создание подходящей как железнодорожной, так и автомобильной инфраструктуры.

По мнению директора оперативного управления морских и железнодорожных перевозок холдинга AsstrA Сергея Омельянюка, целесообразность и актуальность строительства Керченского моста подтверждают многокилометровые очереди и простои в ожидании парома. "По сути, в сложившейся экономической и политической ситуации это единственная связь полуострова с Большой землей", - добавляет он.

По наблюдениям генерального директора ГК "Санна" Сергея Шкарупы, объемы поставок в Крым в последнее время только увеличиваются, поэтому строительство Керченского моста просто необходимо. "Если еще полгода назад люди боялись везти что-то на полуостров, то теперь это направление стало очень популярным", - добавляет он. К тому же С. Шкарупа отмечает, что возведение новых объектов неизменно повлечет за собой увеличение перевозки строительных материалов. По его словам, за счет расширения инфраструктуры удастся снизить стоимость и сроки доставки грузов на полуостров. "Наша компания одной из первых освоила Крым в плане грузоперевозок. Но пока мы, как и все остальные крупные перевозчики, вынуждены простаивать в пробках долгие часы и даже дни, - рассказывает он. - Проблема со сроками доставки будет актуальна до тех пор, пока существует перевозка грузов, то есть всегда! Вариантов решения проблемы всего два: строительство подводного пути (подобного Евротоннелю, соединяющему Францию и Великобританию) или сооружение моста. Оба проекта требуют колоссальных инвестиций, однако второй вариант кажется более целесообразным и экономичным".

Согласно плану-графику строительные работы должны быть завершены к 16 декабря 2018 года, хотя о необходимости создания моста говорили еще в 2007-м как раз с расчетом, что строительство будет окончено к открытию Олимпиады в Сочи. По мнению участников рынка, если бы намеченные планы исполнялись вовремя, то многих трудностей удалось бы избежать.

Так, С. Омельянюк сетует на то, что сегодня некоторые компании отказываются сотрудничать, если пунктом назначения выступают порты Крымского полуострова. "В коммерческой работе приходится сталкиваться с прямыми отказами (со ссылкой на экономические санкции или оккупированные территории) морских перевозчиков от участия в доставках грузовых партий в том случае, если они идут в порты Крыма. Реализация намеченного проекта, на мой взгляд, решит эту проблему", - добавляет он.

По мнению аналитика "Инвесткафе" Романа Гринченко, строительство моста через Керченский пролив является ключевой задачей для развития полуострова. "Это позволит существенно снизить затраты на транспортировку грузов с материковой части России. Между тем, пока мост не будет построен либо не станет доступным железнодорожное сообщение через Украину (что маловероятно), товарооборот с республикой будет сильно ограничен", - добавляет он. К тому же, по словам аналитика, пропускной способности моста в 100 млн т грузов в год будет достаточно для обеспечения Крыма необходимыми товарами. "Об этом может свидетельствовать и то, что по морю (а оно является одним из основных каналов ввоза продукции на полуостров) в республику доставляется лишь 11 млн т грузов в год", - отмечает он.

Однако некоторые участники рынка считают, что реализации даже столь масштабного проекта будет недостаточно. Президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов уверен в том, что, помимо возведения Керченского моста, нужно строить паромы и поддерживать морские перевозки. "Сомнений в необходимости постройки моста нет никаких. К тому времени, когда он будет готов, появятся какие-то схемы примирения, а следовательно, и сухопутная транспортная связь будет налажена. Полагаю, одного моста будет недостаточно, для того чтобы обеспечить доступ на остров и для пассажиров, и для грузов, - поясняет он. - Параллельно необходимо развивать портовую инфраструктуру".

В Институте проблем естественных монополий полагают, что сегодня Керченский мост является приоритетным социальным и стратегическим инфраструктурным проектом.

"По данным экспертов, в настоящее время нагрузка на железнодорожный паром, перевозящий грузы в направлении портов Крыма, составляет 570 тыс. т в год, - рассказывает ведущий эксперт-аналитик ИПЕМ Павел Терешко. - Кроме того, с учетом наметившихся тенденций развития региона портовая инфраструктура также будет развиваться и привлекать дополнительные объемы грузов. Таким образом, строительство моста, соединяющего Крым с территорией РФ, является необходимой мерой с точки зрения обеспечения возможности ритмичных и бесперебойных перевозок грузов и пассажиров в направлении полуострова и обратно". По словам эксперта, важно отметить и то, что после возведения моста необходимость передвижения поездов, направляющихся в Крым по территории Украины, не отпадет. Однако значительно сократится время в пути, так как процедуры пограничного и таможенного досмотра осуществляться не будут.

Итак, долгожданное строительство моста через Керченский пролив, по данным Минтранса, будет длиться 4 года. После его возведения Крым будет надежно связан с материковой частью России. Однако если одни участники рынка считают, что с реализацией этого проекта проблемы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров решатся, то другие отмечают, что необходимо параллельно развивать и другие направления: строить паромы, совершенствовать работу портовых терминалов и т. д. Только комплексно развивая инфраструктуру республики, удастся решить все проблемы, связанные с доставкой грузов и пассажиров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.09.2014