26-11-17 / 2017
Новости отрасли
Дорога просит гибкости

Дерегулированные тарифы на перевозки в контейнерах помогут вывезти зерно из Казахстана.

Акционерное общество "Казахстан темир жолы" (КТЖ) направило в Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК (КРЕМЗК) просьбу о дерегулировании тарифов на перевозки контейнерных грузов. Такое решение позволит железнодорожникам более гибко действовать на рынке и поможет привлечь новые контейнерные потоки.

По мнению представителей железнодорожной администрации, это поможет решить проблему перевозок зерновых грузов. Президент АО "КТЖ – Грузовые перевозки" ("КТЖ – ГП") Оралхан Кулаков отметил, что увеличение объемов перевозок зерновых грузов (главным образом рост экспорта в Турцию, Иран, Афганистан и Италию) в этом году стало причиной роста дальности перевозок, увеличения потребного парка и, как следствие, расширения списка используемого подвижного состава. Помимо традиционных зерновозов зерно и мука отгружались в крытые вагоны и контейнеры.

"В октябре мы осуществили пилотный проект по перевозке зерна в контейнерах по новому маршруту: Курык (Казахстан) – Алят (Азербайджан) – Ахалкалаки (Грузия) – Карс – Мерсин (оба – Турция). В перспективе мы планируем перевозить по этому направлению до 10 тыс. тонн зерна ежемесячно. Сейчас страны Северной Африки заинтересованы в импорте казахстанского зерна. На это направление мы также готовим контейнерные поезда, и дерегулированные тарифы могут стать для нас хорошим подспорьем – мы сможем более гибко и оперативно реагировать на текущие обстоятельства на рынке и предлагать грузоотправителям наиболее выгодные условия перевозок", – подчеркнул Оралхан Кулаков.

Руководитель управления регулирования в сфере железнодорожного транспорта КРЕМЗК Дархан Каинбердиев подтвердил получение письма.

"Обращение КТЖ находится на рассмотрении. Необходимо провести исследование рынка и оценить все риски, сопряженные с отменой регулирования тарифов на перевозки грузов в контейнерах", – резюмировал представитель регулятора.

По мнению заместителя генерального директора Союза транспортников Казахстана KAZLOGISTICS Каната Мукушева, в этом году решение ведомства по этому вопросу маловероятно.

"Дело не в том, что КРЕМЗК против, – они попросту не успеют провести свое исследование, прежде чем принять то или иное решение. Для принятия любых тарифных решений ведомство привлекает стороннюю консалтинговую компанию, которая оценивает все возможные риски. А вопрос решать необходимо, и в самые краткие сроки. Если мы говорим о реализации транзитного потенциала республики, о расширении транзитных возможностей и повышении конкурентоспособности, нам нужна гибкая тарифная политика. Мы создали Транскаспийский транспортный маршрут (ТМТМ), который предполагает рост числа транзитных контейнерных поездов, следующих через Казахстан. И в такой ситуации тарифы, находящиеся в ведении госструктур, могут существенно затормозить процесс", – подчеркнул Канат Мукушев.

По словам эксперта, в конечном итоге, скорее всего, будет вынесено положительное решение, так как президент РК Нурсултан Назарбаев поставил задачу перед отраслью – в семь раз увеличить объемы контейнерных перевозок к 2020 году. И если в такой ситуации железнодорожники на одном из правительственных совещаний скажут, что исполнение поручения тормозится по вине КРЕМЗК, к ведомству могут возникнуть вопросы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152026.11.2017