20-05-20 / 2020
Новости отрасли
Дорога пойдет на север

Стальную магистраль состыкуют с автомобильными шоссе

В конце минувшей недели представители четырех стран – России, Финляндии, Швеции и Норвегии – согласовали обновленный в апреле проект Совместного транспортного плана региона Баренцева моря. Новые железнодорожные маршруты свяжут северные российские регионы с соседними государствами Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА). Согласованный проект включает строительство, проектировку и модернизацию железной дороги, а также объединение ее с автомагистралями. В документе отмечается, что на территории России появится три железнодорожных маршрута до соседних государств: Петрозаводск – Мурманск – Киркенес (Норвегия) и Воркута – Котлас – Сыктывкар – Архангельск – Вартиус – Оулу (Финляндия), а также от финского Каяни до Петрозаводска.

В Мурманской области железнодорожная сеть будет состыкована с автомобильными дорогами на некоторых участках, однако каких – пока не уточняется. В направлении Финляндии, согласно проекту, предлагается организовывать преимущественно железнодорожные перевозки, поскольку ширина колеи обеих стран одинакова – 1520 мм.

Согласно утвержденному проекту БЕАТА, для создания эффективной транспортной системы региона необходимо развитие железнодорожной инфраструктуры, упрощение пересадки с автомобильного транспорта на железнодорожный и морской, а также сокращение количества административных препятствий при пересечении границ.

Утвержденный документ размещен на официальном сайте Министерства транспорта РФ. На вопросы "Гудка" о деталях проекта в отраслевом министерстве не ответили.

По словам советника первого заместителя генерального директора ОАО "РЖД" Вадима Михайлова, Федора Пехтерева, РЖД реализуют ряд крупных транспортных проектов для развития Баренцева региона. Они включены в инвестиционную программу ОАО "РЖД".

Как отмечается в официальном сообщении Минтранса, в реализацию транспортных проектов помимо отраслевых компаний вовлечены регионы стран БЕАТА с суровым климатом.

Как сообщил "Гудку" исполнительный директор Международного Баренцева секретариата Роман Гоккоев, согласование и утверждение проекта проходило в онлайн-режиме, поскольку до осени текущего года все встречи отменены.

Другие страны, участвующие в реализации инфраструктурного проекта, уже активно готовятся к строительству новых железнодорожных участков.

"В Норвегии ведется подготовка к строительству новой железной дороги протяженностью 500 км, которая соединит города Буде (станция Фауске) и Тромсе. На данный момент в активной фазе также реализуется проект по электрификации старой железной дороги между финскими городами Кеми (станция Лаурила) и Торнио с выходом на шведский Хапаранда.

Также на севере Швеции идет подготовка к строительству новой железной дороги North Bothnia Line между городами Умео и Лулео. Первый этап строительства в ближайшее время начнется на участке от Умео до Шелефтео", – рассказал Роман Гоккоев.

Он также отметил, что со стороны Финляндии была инициатива построить железную дорогу от финского города Рованиеми до норвежского Киркенеса, но эти планы пока заморожены новым правительством. Дело в том, что в прошлом году финско-норвежская рабочая группа посчитала эту дорогу коммерчески нежизнеспособной. По предварительным подсчетам, для покрытия расходов на техническое обслуживание участка необходимо привлечь 2,5 млн тонн грузовых перевозок ежегодно. Специалисты пока эти планы считают нереалистичными.

Напомним, Совместный транспортный план Баренцева региона разработан еще в 2015 году, однако в апреле 2020 года в него внесли обновления, которые теперь окончательно утверждены. Как ранее пояснял Роман Гоккоев, обновленный план подготовлен экспертной группой, созданной руководящим комитетом БЕАТА, в который включены специалисты из России, Финляндии и Швеции.

Одним из ключевых проектов развития транспортной системы Баренцева региона согласно обновленному проекту является "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла", который включает в себя строительство 46-километровой железнодорожной ветки Выходной – Лавна. Об этом подробно "Гудок" писал в апреле.

Справка "Гудка"

Совет Баренцева /Евроарктического региона (СБЕР) образован в январе 1993 года для расширения международного и регионального сотрудничества и развития народной дипломатии. В него входят руководители 13 регионов государств-членов: от России – Архангельская и Мурманская области, республики Карелия, Коми и Ненецкий автономный округ, от Финляндии – провинции Лапландия, Кайнуу и Похьойс-Похьянмаа, от Норвегии – области Финнмарк, Нурланн и Тромс, от Швеции – губернии Норботтен и Вестерботтен.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок20.05.2020