01-10-18 / 2018
Новости отрасли
Дорога как ключевой инвестор

Вадим Топоров, заместитель директора практики по работе с транспортными и инфраструктурными предприятиями в России и СНГ KPMG. – Как вы оцените влияние реформы железнодорожной отрасли на развитие экономики страны в целом?

– Железная дорога является без преувеличения ключевой отраслью для российской экономики, и в ее эффективном развитии заложен огромный потенциал. Помимо перечисленных ранее отраслей и эффектов в традиционных отраслях, железная дорога может оказать позитивное влияние на развитие "новой экономики". Например, развитие скоростных магистралей позитивно повлияет на качество жизни и мобильность населения, а эти параметры являются крайне важными для развития человеческого капитала, ключевой составляющей современной экономики. Развитие контейнерных перевозок позитивно повлияет на развитие торговли, улучшит связанность экономического пространства и откроет возможности для развития новых услуг и производств. Железная дорога сама по себе является огромным рынком для новых технологий и инноваций. И это далеко не полный перечень.

– Как, с вашей точки зрения, развитие железнодорожной отрасли отражается на смежных отраслях экономики – угольной, металлургической, строительной и других?

– Географические особенности России делают железную дорогу исключительно важной для транспортировки продукции и сырья перечисленных отраслей экономики, а также ряда других важнейших секторов. Кроме того, железнодорожная отрасль выступает крупным потребителем продукции металлургии и машиностроения и услуг строительной отрасли.

Железную дорогу можно назвать ключевым инвестором в развитие угольной промышленности. При текущей географии перевозок, общем объеме инвестиций, которые необходимо осуществить для того, чтобы добыть, переработать, транспортировать и отгрузить в порту дополнительную тонну угля (сверх существующих мощностей), железная дорога должна вложить больше, чем угольная компания и владелец портового терминала, вместе взятые. В то же время железная дорога предоставляет преференции для угольных компаний, уголь перевозится по более низким тарифам по сравнению с другими грузами.

За последние несколько лет ОАО "РЖД" выполнило ряд крупных инвестиционных проектов по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, что позволило существенно нарастить объемы перевозки угля. В 2017 году объем погрузки угля вырос на 9,2% (рост к 2016-му) и составил 361 млн тонн, в 2018-м рост продолжается и составляет около 5%. При этом рост общих объемов погрузки находится в пределах 2,9–3,5%. Уголь является самым значительным грузом по объему погрузки на железнодорожном транспорте, и его доля постоянно растет.

Металлургическая промышленность, так же как и угольная, существенно зависит от железной дороги. Железной дорогой осуществляются как поставка сырья, так и вывоз готовой продукции. При этом если уголь поставляется в основном в восточном направлении, то для металлургов наиболее важны маршруты в направлении портов Балтийского моря и Азово-Черноморского бассейна. Выполненные ОАО "РЖД" инвестиционные проекты по расширению подходов к этим портам позитивно повлияли в том числе и на объем экспорта продукции металлургической промышленности. Объем перевозок черных металлов за 8 месяцев 2018 года вырос более чем на 10% к прошлому году. Кроме того, железная дорога является крупным заказчиком продукции металлургической отрасли, в первую очередь это рельсы и крупное вагонное литье. Строительная отрасль тесно связана с железной дорогой. Такие важные строительные материалы, как щебень и цемент, являются одними из ключевых железнодорожных грузов. Роль железной дороги все равно остается крайне существенной, и спрос на ее услуги со стороны строительной отрасли будет повышаться по мере роста объемов строительства. В том числе этот рост может быть связан с реализацией масштабной программы по развитию инфраструктуры, обсуждаемой сейчас правительством, а железнодорожная отрасль занимает важное место в данной программе.

– Какие аспекты деятельности ОАО "РЖД" вы бы назвали удачными (в области положительного влияния на развитие смежников), на чем посоветовали бы сконцентрировать дальнейшие усилия?

– Среди удачных аспектов в первую очередь надо назвать крупные инфраструктурные проекты, позволившие увеличить пропускную способность сети на важнейших направлениях, таких как БАМ, подходы к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада, что позволило создать условия для увеличения объема перевозок и, следовательно, выпуска продукции важнейших отраслей экономики, а это, в свою очередь, создает мультипликативный эффект, позитивно влияющий на множество других отраслей, не связанных напрямую с железной дорогой.

Кроме того, рост объема перевозок позволил создать дополнительный платежеспособный спрос на продукцию машиностроительной отрасли, в частности производство и обслуживание подвижного состава.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок01.10.2018