04-10-19 / 2019
Новости отрасли
Дорога к Индийскому океану

В Ташкенте состоялась вторая встреча Рабочей группы железнодорожных администраций России, Узбекистана, Казахстана, Афганистана и Пакистана, на которой обсуждалась возможность строительства межгосударственной магистрали Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. Участники согласились с предложением строить маршрут на афганской территории с колеей стандарта 1520 мм. Теперь это предложение должно принять правительство Афганистана. Как объяснил "Гудку" заместитель генерального директора АО "Институт экономики и развития транспорта" Сергей Шарапов, если на афганском участке железной дороги появится колея шириной 1520 мм, грузоотправители нескольких государств смогут доставить свой груз по единой колее одного стандарта до Пакистана без дополнительной перегрузки. Потребуется только один переход на границе с Пакистаном, а не несколько при железнодорожном сообщении между государствами Содружества и Южной Азии.

Железных дорог как целостной системы в Афганистане нет. В южной части страны есть небольшая железнодорожная ветка, построенная Ираном, с шириной колеи 1435 мм. Все граничащие с Афганистаном страны исторически имеют различную ширину колеи: в Иране – 1435 мм, в Туркменистане, Узбекистане и Таджикистане – 1520 мм, в Пакистане и Индии – преимущественно 1676 мм.

"В случае реализации данного проекта железнодорожные компании смогут получать дополнительный доход от транзита по новому коридору. Перед Россией откроется новый рынок для будущих поставок отечественной железнодорожной продукции и оборудования", – сообщил "Гудку" первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Александр Мишарин.

"Решение строить линию со стандартом 1520 мм сэкономит средства всем потенциальным участникам перевозки по маршруту. Обычно перегрузка с колеи на колею – процедура довольно дорогая, до $15 за тонну груза. Если будет несколько перегрузок, например с 1520 на 1435, а потом на 1676 мм, стоимость перевозки вырастет. Из-за этого конкурентоспособность снижается (Афганистан рассматривает варианты колеи 1520 и 1435 – Ред.). Для нас важен транзитный маршрут из Узбекистана в Пакистан с населением 212 млн человек. За Пакистаном расположена Индия с шириной колеи 1676 мм, в которой живет примерно 1 млрд 300 млн человек. В случае если удастся создать это прямое железнодорожное сообщение с одной перегрузкой, этот маршрут будет востребован", – говорит Сергей Шарапов.

По итогам встречи решено создать технический комитет, в который войдут по два человека от каждой страны. По словам Сергея Шарапова, ему поручено возглавлять российскую подгруппу комитета.

"Предстоит перевести имеющиеся в Афганистане материалы по развитию сети железных дорог на русский язык, а также их проанализировать. Последние 30 лет изучается вопрос о создании сети железных дорог на территории Афганистана. В конце октября мы должны представить все заключения. Затем рабочая группа на следующем заседании рассмотрит анализ, представленный техническим комитетом, согласится или нет с этим заключением и примет решение о дальнейших действиях", – рассказал Сергей Шарапов.

Напомним, проект обсуждается не первый год. В декабре 2017 года правительства Узбекистана и Афганистана подписали соглашение о строительстве железной дороги Мазари-Шариф – Шиберган – Маймана – Герат (колея 1520), которое предусматривает участие узбекской стороны в проектировании и строительстве новой дороги. В свою очередь, афганская сторона финансирует проект. Новый проект будет продолжением этого маршрута.

Протяженность магистрали составит 573 км. Планируется построить 18 км мостов и семь тоннелей общей протяженностью более 70 км. Вдоль предполагаемой железной дороги планируется строительство высоковольтных линий электропередачи Сурхан – Пули-Хумри – Доши – Сурабай – Джелалабад – Пешавар. Это необходимо для электрификации магистрали.

По словам председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, за счет создания маршрута с колеей одного стандарта упростится система перевозок за счет введения единого перевозочного документа от станции погрузки до станции выгрузки. "Если количество перегрузок сократится, снизится время доставки груза. Это очень важный фактор. Спрогнозировать время транспортировки пока сложно, но думаю, что сроки сократятся примерно на 15–20% за счет уменьшения количества перегрузок с одной колеи на другую", – объяснил "Гудку" Павел Иванкин.

По предварительным прогнозам, реализация проекта позволит формировать транзитные потоки до 20 млн тонн в год.

Правительство Афганистана готово инвестировать в строительство дороги. По оценкам экспертов, примерная стоимость проекта составляет $5 млрд.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.10.2019