08-07-24 / 2024
Новости отрасли
Дорога из Китая в Магадан

Предлагаемый к реализации властями Республики Саха (Якутия) и руководством АО "Железные дороги Якутии" (ЖДЯ) проект строительства Северо-Восточного транспортного коридора способен укрепить экспортно-логистический потенциал России на востоке, дать мощный импульс развитию экономики дальневосточных регионов и снять часть нагрузки с Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.

Восточный полигон РЖД, частью которого является БАМ, сегодня работает на пределе возможностей. Разворот экономики страны к сотрудничеству со странами АТР загрузил магистрали грузопотоками, берущими начало в Западной Сибири, на Урале, в центральных регионах России. При этом остро не хватает провозной способности для грузов предприятий Восточной Сибири и Дальнего Востока. А ведь ради развития этих территорий, для доступа к богатствам местных недр и начиналась великая всесоюзная стройка.

Сегодня вопрос решается расширением пропускных возможностей существующей инфраструктуры. Однако расчеты показывают, что растущие пропускные способности все равно не будут успевать за ростом спроса. В Якутии призывают решить вопрос кардинально.

"Мы предлагаем реализовать новый международный Северо-Восточный транспортный коридор на основе железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск (Нижний Бестях), в котором будет два проекта: восстановление железнодорожной линии Сковородино – Рейново с развитием пограничного пункта пропуска Джалинда через участок Нерюнгри – Сковородино Дальневосточной железной дороги и строительство железнодорожной линии Нижний Бестях – Магадан", – говорит заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО "Железные дороги Якутии" Алексей Местников.

Сегодня железная дорога, начинаясь на севере, на станции Нижний Бестях, проходит Нерюнгри, участок БАМа в районе Тынды, откуда спускается к Транссибу у Сковородино. Ранее существовала железнодорожная линия Сковородино – Рейново, где находится смешанный автомобильно-водный пункт пропуска через границу Джалинда, соединяющий Россию через Амур с китайским погранпереходом Мохэ. В начале 2000-х работа железнодорожного участка от Сковородино и погранперехода была остановлена из-за отсутствия необходимого потока грузов и пассажиров.

Авторы проекта Северо-Восточного транспортного коридора (СВТК) предлагают на начальном этапе восстановить силами ЖДЯ линию Сковородино – Рейново длиной 68 км и вернуть к работе погранпереход. ЗАО "Граница" уже направило заявку на возобновление работы пункта пропуска в поселке Джалинда в Минтранс.

Реализация только этой задачи откроет короткую дорогу в КНР грузам из Якутии и Амурской области. И в отличие от начала 2000-х, когда не было ЖДЯ, грузовая база обещает быть весомой. Расчеты показывают возможность транспортировки через границу на первом этапе до 5 млн тонн уже к 2026 году. В долгосрочной перспективе просматривается рост грузопотока до 20 млн тонн к 2035-2040 годам. Якутия готова везти со своих месторождений уголь, Амурская область – железорудный и ильменитовый концентраты, лесоматериалы. В дальнейшем планируется увеличить номенклатуру за счет железорудного концентрата и сжиженного природного газа Якутии, продуктов переработки сои из Приамурья.

Такой поток предполагает развитие и Джалинды, где для увеличения объемов пропуска предлагается построить железнодорожный мостовой переход. Стоит сказать, что китайские партнеры поддерживают возобновление работы погранперехода и готовы к развитию его мощности со своей стороны.

Второй этап СВТК предполагает строительство железной дороги Якутск (Нижний Бестях) – Магадан протяженностью более 1660 км. После его завершения международный коридор получит выход к Охотскому морю, а грузовая база прирастет золотом, серебром, цинком и другими ископаемыми. Вдоль перспективной железнодорожной линии расположены более 140 месторождений и рудопроявлений.

Это сложный проект, но очень многообещающий как в международной логистике, так и в вопросах значительного ускорения социально-экономического развития Якутии и Магаданской области. Кроме того, соединение Магадана с сетью железных дорог страны открывает перспективы строительства железнодорожных линий на Камчатку и даже на Аляску (через Берингов пролив).

В целом СВТК может стать достойным продолжателем дела БАМа по освоению просторов российского Дальнего Востока, по упрочению позиций России в АТР.

Сегодня железная дорога, начинаясь на севере, на станции Нижний Бестях, проходит Нерюнгри, участок БАМа в районе Тынды, откуда спускается к Транссибу у Сковородино. Ранее существовала железнодорожная линия Сковородино – Рейново, где находится смешанный автомобильно-водный пункт пропуска через границу Джалинда, соединяющий Россию через Амур с китайским погранпереходом Мохэ. В начале 2000-х работа железнодорожного участка от Сковородино и погранперехода была остановлена из-за отсутствия необходимого потока грузов и пассажиров.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.07.2024