04-06-19 / 2019
Новости отрасли
«Дом.РФ» въезжает в грузовой двор

У РЖД появился партнер по девелопменту

ОАО РЖД не будет вкладывать свои средства и деньги бюджета в развитие территории Рижского грузового двора. Как выяснил "Ъ", партнером монополии по этому крупному девелоперскому проекту стала "Дом.РФ", которая займется организацией процесса и привлечением финансирования. Строительство комплекса с офисами, жильем и новым креативным пространством вокруг Рижского вокзала оценивается в 100–200 млрд руб.

Правление ОАО РЖД 3 июня рассмотрело проект развития Рижского грузового двора на северо-востоке Москвы, в 5 км от Кремля, сообщил источник "Ъ", знакомый с ситуацией. По его словам, примерно на 20 га планируется строительство комплекса с жильем, офисами и общественным пространством. По словам собеседника "Ъ", ОАО РЖД внесет в проект только землю: "Монополия не будет финансировать строительство ни за свой счет, ни за счет бюджета".

Другой источник "Ъ" уточнил, что ОАО РЖД намерено реализовывать проект вместе с "Дом.РФ", которая займется вовлечением земли и привлечением финансирования. Возможно, будет комбинированное инвестирование: часть средств предоставит "Дом.РФ", часть - сторонние инвесторы. "В проекте должны быть рыночные инвестиции",- говорит собеседник "Ъ". По его словам, строительство без использования средств компании и бюджета должно стать прецедентом для ОАО РЖД. "С одной стороны, территория должна быть открыта для горожан, с другой - приносить прибыль",- говорит собеседник "Ъ".

В пресс-службе ОАО РЖД отказались от комментариев. Но источники "Ъ" в монополии и в "Дом.РФ" подтвердили факт переговоров. Еще в феврале на форуме в Сочи ОАО РЖД и "Дом.РФ" в присутствии премьера Дмитрия Медведева подписали рамочное соглашение о "развитии железнодорожной инфраструктуры и прилегающих территорий". Это, поясняет один из источников "Ъ", позволяет сторонам заняться ревилитацией не только Рижского двора, но и принадлежащих монополии территорий у Киевского, Белорусского вокзалов и других локаций. Для "Дом.РФ" это будет второй проект в области управления активами госкорпораций: ранее компания договорилась с ВЭБ.РФ об управлении его портфелем недвижимости.

Планы по развитию Рижского двора озвучивались неоднократно, в том числе крупными девелоперами, но ни один из них не был реализован. В марте в ОАО РЖД опять заговорили о программе ревитализации Рижского двора. Тогда "Ведомости" сообщали, что руководство монополии обсуждает возможность создания там делового кластера, где большая часть площадей будет отдана под офисы ОАО РЖД и его дочерних структур. "Новый проект более масштабный,- говорит один из собеседников "Ъ".- Якорем должно стать современное общественное пространство". Он подчеркивает, что историческое здание Рижского вокзала, построенного в 1901 году, сохранят и сделают одной из доминант архитектурного проекта. Собеседник "Ъ" приводит в пример проект в Барселоне Jardins de la Rambla de Sants, где на месте старых железнодорожных линий появится новый парк, и реновацию части бывшей территории электростанций в Battersea в Лондоне, где сейчас создается креативный кластер с модными ресторанами, дизайнерскими магазинами и современным жильем. В лондонский проект, стартовавший в 2013 году, вложено более $13 млрд.

Такие проекты становятся драйвером для развития туризма, считает вице-президент по стратегическому развитию Института градостроительного и системного проектирования Дмитрий Савин.По его оценке, инвестиции в проект по застройке Рижского двора могут составить 100–200 млрд руб. "Не только в мире, но и в России существуют успешные кейсы ревитализации бывших промзон, та же Новая Голландия в Санкт-Петербурге - проект частного инвестора",- говорит директор отдела стратегического консалтинга CBRE Ольга Земцова. Рентабельность таких проектов может составлять от 20% и выше в зависимости от того, какие объекты будут построены, отмечает она. "Переезд ряда структур ОАО РЖД может стать драйвером для развития офисных площадей в этом районе",- считает эксперт. В случае переезда сотрудников ОАО РЖД в это район в проекте в качестве инвестиций также частично могут быть задействованы освобождаемые здания, говорит источник "Ъ", близкий к монополии.

Он допускает, что часть высвобождающихся пространств станут общественно-досуговыми центрами, доступными широкой публике. Халиль Аминов

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ04.06.2019