17-04-13 / 2013
Новости отрасли
Должны ли операторы самостоятельно осуществлять контроль за состоянием приобретаемого вагона и нести за него ответственность?

Владимир Тарасенко, генеральный директор ООО «УГМК-Транс»:

- Операторы не могут вести контроль за техническим состоянием находящегося в движении вагона, потому что на маршруте он полностью контролируется перевозчиком, ОАО "РЖД". Если вагон отремонтирован в моем собственном депо, то я буду его выпускать на сеть в соответствии с гарантийными сроками эксплуатации. Если в депо нашей компании вагон был некачественно отремонтирован, то по итогам расследования независимой комиссии я буду нести ответственность. Но если вагон был поврежден на сортировочной станции, при погрузке или из-за неправильных действий локомотивной бригады, то я не несу ответственности за возможные вследствие полученных вагоном повреждений аварии.

То же самое можно сказать и о новых купленных вагонах. Конечно, если будут обнаружены явные дефекты, я верну вагон производителю. Но самостоятельно изучать досконально каждый приобретаемый вагон у меня нет возможности. На заводе есть свои службы контроля, и они должны выполнять эту работу, не перекладывая ее на покупателя.

Александр Косарев, заместитель начальника департамента безопасности движения ОАО «РЖД»:

- Операторы несут ответственность за свой парк согласно нормативам его эксплуатации на сети РЖД. Что же касается новых вагонов, приобретаемых ими на заводах, то в идеале имело бы смысл создать независимую государственную структуру, наделенную контрольно-ревизионными полномочиями. Это позволило бы избежать конфликта интересов между производителями, операторскими компаниями и ОАО "РЖД" и создало гарантии недопущения к эксплуатации подвижного состава с выявленными дефектами.

Александр Лукьянов, первый заместитель начальника управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»:

- Наиболее универсальным и эффективным способом борьбы с выходом на сеть вагонов с дефектами в конструкционных элементах мне видится введение механизма обязательного страхования гражданской ответственности их собственника. Это касается уже эксплуатируемого парка. Ответственной стороной является также и Центр технического аудита, предприятия которого проводят за деньги собственника вагона анализ его состояния и пригодности к эксплуатации. Я считаю, что не только завод-изготовитель, но и покупатель должен нести ответственность за качество приобретаемой им продукции. Вагон - это не игрушка, а техническое средство, эксплуатация которого связана с повышенной опасностью для окружающих. Поэтому свою долю ответственности за его соответствие установленным государством техническим нормативам должны нести все структуры, причастные к его производству, эксплуатации и обслуживанию.

Владимир Сосипаторов, независимый транспортный эксперт, бывший заместитель генерального директора по коммерции ОАО «ПГК»:

- Логично, если отвечать за состояние эксплуатируемого вагона будет его владелец. Но это в теории, а на практике же он не имеет фактической возможности отследить, что происходит на маршруте с его подвижным составом. Поэтому ОАО "РЖД" должно брать на себя часть ответственности за состояние эксплуатируемого парка в силу тех технологических данностей, которые делают наши железные дороги единым производственным комплексом и которые изменить или обойти нельзя.

Виталий Момот, генеральный директор ООО «Альянс «Восток – Запад»:

- Контролировать состояние покупаемых оператором вагонов должен их производитель. Я, как покупатель, должен приехать на завод и принять свой заказ. На заводе есть отдел технического контроля, который проверяет металл, из которого будут изготавливаться вагоны, следит за процессом их изготовления и контролирует качество готовой продукции. Заводской ОТК ставит штампы на изготовленные детали, а его сотрудники расписываются за их соответствие установленным стандартам. Непонятно, зачем я, заказчик, должен дублировать все эти операции. У меня нет таких специалистов, и я не имею права ставить штамп ОТК, дающий возможность выхода вагона на сеть. Я должен эксплуатировать вагон в соответствии с существующими государственными и отраслевыми нормативами и зарабатывать на этом деньги, а не следить за работой вагоностроителей. В противном случае логично предположить, что оператор должен сам и строить вагоны.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.04.13Вопрос дня