09-09-14 / 2014
Новости отрасли
Должники по уставу

Компания «Газпромтранс» 5 сентября выиграла процесс в Арбитражном суде высшей инстанции по иску к ОАО «РЖД» на сумму 13168 тыс. руб. за просрочку доставки грузов. Этот вердикт обжалованию больше не подлежит. Иск придется оплатить.

Суд счел, что неустойку нельзя использовать как средство обогащения. Не отстают и другие операторские компании. Так, ОАО «Первая грузовая компания» оценила свои убытки от просрочки только за июль в 2,4 млн руб.

И если все иски суммировать, то получается, что партнеры имеют возможность неплохо заработать на главном перевозчике.

Казалось, в наше время уже не принято работать бесплатно. А если сначала заплатить, а потом потребовать деньги назад? И все это по закону! В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик платит пени в размере 9% от платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более стоимости перевозки данного груза. Иными словами, вполне допустима ситуация, когда перевозчик возит груз бесплатно! Устав принимали в 2003 году, тогда вагонный парк находился в руках одного перевозчика. А сегодня ситуация изменилась.

Возьмем, к примеру, «Газпромтранс». В управлении этой компании находится свыше 20 тыс. единиц подвижного состава. Она входит в первую десятку операторов подвижного состава . Лидирует и по числу претензий и суммам исков, предъявленных РЖД. Только за первые месяцы 2014 года арбитражными судами принято к рассмотрению 40 дел с исками «Газпромтранса» на общую сумму почти 180 млн руб. Откуда такая огромная цифра? Так ведь каждый иск на 10, 17 и 19 млн руб. И все это – штрафы за нарушения сроков подачи и доставки вагонов. Судебная практика показывает, что большинство из них будет удовлетворено.

Посмотреть, как работают железнодорожники с этой компанией, я отправился на станцию Яничкино Московской дороги. Отсюда составы растаскиваются маневровыми тепловозами на подъездные пути предприятий. Специализацией Яничкино считаются наливные грузы. Цистерны с логотипом «Газпромтранс» в большом количестве можно заметить не только на подходах к Яничкино, но и на главном ходу.

«Вагоны в адрес «Газпромтранса», согласно подписанным договорам на перевозку, потоком следуют через нашу станцию для погрузки на нефтеперерабатывающий завод, – рассказывает Сергей Голубцов, заместитель начальника станции Яничкино. – Тут сбои могут быть как в производстве самого продукта, так и в цепочке погрузка – вывозка с предприятия. Не вывел грузоотправитель состав с подъездных путей, туда нельзя подать следующий. В результате другие составы встанут на подходе к станции. Это сразу сказывается на нашей работе».

Получается, что железнодорожники постоянно живут под угрозой задержки подачи вагонов собственника под погрузку и, как следствие, штрафов. Обычно их удается избежать. На Яничкино был лишь один иск от «Газпромтранса» – на 168 тыс. руб., это претензия за простой двух составов по неприему. В случае просрочки доставки грузов штрафы могут быть колоссальные, избежать их помогает тщательное планирование перевозок.

«В чем причина просрочек? Они возникают там, где пути забиты лишними вагонами, – говорит Сергей Голубцов. – Нам помогает вступивший в действие в ноябре 2011 года приказ Минтранса № 258, который дает право перевозчику не принимать вагоны в количествах, превышающих объемы грузов, заявленных к перевозке. Кроме того, используемая нами система ЭТРАН осуществляет жесткий контроль заполнения накладных формы ГУ-12 и просто не позволит заключить договор, если количество вагонов превышает данные о количестве грузов».

И тем не менее самим железнодорожникам приходится осваивать такой детективный вид деятельности, как сбор доказательной базы для последующей защиты своих интересов в суде.

Специалисты ОАО «РЖД» полагают, что, если не изменится законодательство, то тотальные штрафные санкции будут и дальше иметь место. Взаимоотношения с перевозчиком регламентируются нормами Гражданского права. Поэтому уже сложилась практика, когда штрафные санкции грузовладельцев в качестве претензий даже не предъявляются, а сразу оформляются в виде исковых заявлений в арбитраж.

Устав железнодорожного транспорта РФ разрабатывался под единый вагонный парк, но с тех пор все вагоны ушли в частные руки. У ОАО «РЖД» есть обязательства согласно договору на перевозку доставить груз из точки А в точку Б, но нет права на оперативное управление частными вагонными парками. Приватные вагоны стоят на станционных путях, превращая их в отстойники, которые сами железнодорожники уже прозвали «парковками». Это в разы снижает пропускную способность линии и скорость доставки грузов. Станции забиты, отсюда просрочки, штрафы. Вот и все, круг замкнулся. И разомкнуть его можно только законодательным путем.

В отношении других видов транспорта действуют ведь иные законы. Например, на воздушном транспорте (ст. 120 Воздушного кодекса) за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик платит штраф в размере 25% от минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Статья 116 Кодекса внутреннего водного транспорта предусматривает ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% общей провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст.170 КТМ). На автомобильном транспорте (п. 11 ст. 34 УАТ) перевозчик уплачивает штраф за просрочку доставки груза в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, если иное не предусмотрено договором перевозки грузов. Общая сумма штрафа при этом не может превышать размера провозной платы. Причем автоперевозчик всегда может уйти от ответственности, сославшись на форс-мажорные обстоятельства – лед на трассе, пробки на дорогах или те же железнодорожники виноваты. Оправданий у них много – склады закрыты, водители заблудились… Словом, найдутся тысячи причин не платить. Да и груза на колесах сколько? От 10 до 100 тонн. Значит, пени составят рубль с копейками, никто по судам за ними не пойдет. А в железнодорожном составе тысячи тонн грузов, и 9% штрафа оборачиваются просто кабальными условиями на перевозку.

Надо менять Устав, убеждены многие, но изменение в нем даже одного пункта тянет за собой целую цепочку. Эта работа ведется давно. Поправки в Устав железнодорожного транспорта РФ вносились сразу после принятия – в 2003 году, потом в 2006, 2007, 2008 и 2011 годах. Но и в ныне действующем федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта» (в редакции от 14.06.2012 с изменениями от 01.01.2013) процент неустойки остался прежним. Правда, уже подготовлен проект приказа Минтранса РФ о внесении изменений в Правила исчисления сроков доставки грузов. При этом на сутки увеличится, к примеру, время доставки, связанное с переадресовкой вагонов при участии нескольких инфраструктур. Но вряд ли с этими поправками легко согласятся частные операторы. Да и кардинально эту проблему не решить – ведь 9% неустойки и возможность взимания полной провозной платы по-прежнему остаются в законе.

Компания предпринимает меры, чтобы уменьшить количество нарушений сроков доставки грузов. Пытается договариваться с партнерами. А тем временем суды «под копирку» штампуют решения не в пользу РЖД, редко обращая внимание на аргументы ответчика, даже если его вина не очевидна. Исключения бывают редко. Я нашел только один пример – решение по иску «Газпромтранса», который рассматривался Арбитражным судом 12 декабря 2012 года.

«Из материалов дела усматривается, что… просрочка в доставке грузов в ряде случаев являлась минимальной… а также с учетом того обстоятельства, что установленный ст. 97 Устава размер неустойки – 9 % за каждые сутки является чрезмерно высоким, суд считает возможным снизить сумму неустойки до 8.000.000 руб.00 коп… Суд считает сумму …справедливой, достаточной и соразмерной, принимая во внимание, что неустойка служит средством, обеспечивающим исполнение обязательства, а не средством обогащения за счет должника».

Если учесть, что первоначальная сумма иска превышала 11, 6 млн руб., то это редкий случай, когда суд, пусть и не в полной мере, принял во внимание доводы ответчика. Стоит обратить внимание и на то, что еще два года назад опасение превратить взимание штрафов в доходный бизнес прозвучало из уст представителя органов государственной власти. Но никто ему не внял.

Компания «РЖД» уже выплатила по искам операторов миллиарды рублей – эти деньги могли бы найти более достойное применение. Жить по уставу – хорошо, но хорошо живется не всем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок09.09.2014