08-10-12 / 2012
Новости отрасли
Доля мелких и средних грузовладельцев в структуре погрузки Приволжской железной дороги в 2012 году выросла

Этого удалось добиться благодаря успешному взаимодействию всех участников рынка. Основной объем погрузки ПривЖД обеспечивают крупные грузоотправители Астраханского, Волгоградского и Саратовского регионов. В частности, такие компании, как ООО "Газпромтранс", ОАО "Саратовский НПЗ", ОАО "Лукойл-ВНП", ООО "Балаковские минеральные удобрения", ОАО "Себряковцемент", ОАО "Вольскцемент", ОАО "Волжский трубный завод", ООО "Руссоль", ЗАО "Кнауф Гипс Баскунчак". Данные предприятия на протяжении многих лет ежемесячно перевозят стабильные объемы своей продукции. За 8 месяцев текущего года их доля в общей погрузке дороги составила 81,1%. Оставшиеся 18,9% приходятся на мелких (13,4%) и средних (5,5%) грузовладельцев. Между тем, по данным ПривЖД, с начала 2012-го доля последних в общей структуре увеличилась (на 3,3 и 0,3% соответственно), тогда как доля крупных предприятий сократилась на 3,7%. Такие результаты свидетельствуют о повышении уровня обслуживания дорогой предприятий малого и среднего бизнеса, а также о стабилизации взаимоотношений между грузовладельцами и операторами собственного подвижного состава, работающими в названных регионах.

В течение последних лет на сети РЖД, в том числе и на ПривЖД, применяются различные меры для стабилизации рынка грузовых перевозок. Ранее для обеспечения потребности государства в транспортировке социальных грузов, а также в доставке продукции малых и средних предприятий ОАО "РЖД" применялась схема агентского управления вагонами дочерней компании - ОАО "ПГК" (вагоны АГ). В связи с приватизацией компании в конце прошлого года правительством РФ принято решение о привлечении в 2012-м под управление ОАО "РЖД" полувагонов ОАО "Вторая грузовая компания" (парк ВСП). Как отмечают специалисты Приволжской железной дороги, привлечение парка ВСП и совершенствование технологии его использования позволило не только удовлетворить спрос на железнодорожные перевозки, но и восстановить до требуемого уровня снабжение сырьем ряда промышленных предприятий.

Еще одним немаловажным фактором, оказывающим значительное влияние на рынок, является тарифная политика по предоставлению вагонов ВСП. Установление правительством РФ уровня вагонной составляющей обеспечило сдерживание тарифов компаний - операторов собственного подвижного состава. Это привело к снижению транспортной составляющей при перевозках до уровня Прейскуранта № 10-01 (а иногда и ниже), а также способствовало повышению доступности и росту конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

Одним из наиболее действенных механизмов выстраивания отношений с грузоотправителями в новых условиях стало создание в 2011 году координационных советов с участием региональных властей, сообществ компаний-операторов, бизнес-сообществ регионов и железнодорожников. Работа проводится как на региональном (Астрахань, Волгоград, Саратов), так и межрегиональном уровнях (полигон Приволжской и Северо-Кавказской железных дорог). В качестве примеров совместных решений можно назвать реализацию программы вывоза овощной продукции Астраханского региона с привлечением вагонов компаний ОАО "ПГК" и ОАО "ВГК" (погрузка данной номенклатуры по сравнению с уровнем прошлого года выросла на 7,1%), а также программы завоза щебня для нужд дорожно-строительного комплекса с карьеров полигонов обслуживания как ПривЖД, так и СКЖД (за 8 месяцев 2012 г. объемы погрузки щебня увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 870 тыс. т). Само за себя говорит и увеличение взаимного грузообмена между дорогами более чем на 1,2 млн т.

Рост грузопотоков, неурегулированность вопросов функционирования компаний-операторов выводит на первый план проблему грамотного использования возможностей инфраструктуры через совершенствование механизмов планирования перевозок. Решение на Приволжской железной дороге видят в переходе к ежемесячному планированию грузоперевозок, особенно на направлениях с ограниченными инфраструктурными возможностями.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер05.10.12Проблемы решают только сообща