23-07-14 / 2014
Новости отрасли
Доложить заранее

ОАО «РЖД» готово ввести предварительное декларирование импортных грузов

В сентябре 2013 года на коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было утверждено решение  «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом». Это решение, которое должно в несколько раз сократить время ожидания при оформлении разрешительных таможенных документов, должно быть введено в действие с 1 октября этого года. ОАО «РЖД» разработало все процедуры и готово начать практическое тестирование системы уже с 1 сентября.

Андрей Павловский, руководитель департамента информатизации и корпоративных процессов управления ОАО «РЖД»

– Андрей Александрович, какие обязанности это решение Евразийской экономической комиссии накладывает на железнодорожного перевозчика?

– Эти обязательства достаточно серьёзны. В соответствии с пунктом 2 перевозчик обязан представить предварительную информацию по товарам не менее чем за два часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Помимо этого, ему предписано собрать необходимые для предварительного информирования сведения, обработать их, консолидировать и передать в структурированном электронном виде в автоматизированную систему Федеральной таможенной службы. Если учесть, что по сухопутным погранпереходам Таможенного союза, расположенным на территории России, в среднем ежесуточно принимается около 200 поездов, то в Автоматизированной интегрированной системе электронного взаимодействия ОАО «РЖД» требуется сформировать и передать в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов столько же сообщений о грузах, планируемых к ввозу на российскую территорию, в форме так называемого «контейнера». Этот «контейнер» содержит информацию о поезде, вагонах, транспортных (перевозочных) документах и сведения из них, а также и из коммерческих документов. На формирование этого сообщения требуются данные из железнодорожных накладных, передаточных или вагонных ведомостей, коммерческих документов. В результате приёма электронного сообщения от Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов будет получен уникальный идентификационный номер – УИН, подтверждающий предоставление предварительной информации в Федеральную таможенную службу. Решение задачи нетривиальное: для автоматической обработки и консолидации данных разработан сложнейший механизм, в котором задействован целый комплекс автоматизированных систем управления перевозками и сбытом.

– Следовательно, перевозчик должен обладать всей необходимой электронной информацией ещё до того, как поезд пересечёт Государственную границу. Каким образом выстроены электронное взаимодействие с Федеральной таможенной службой и работа РЖД по сбору и консолидации этой предварительной информации?

– Да, у нас должна быть заранее вся необходимая информация о товаре. Причём желательно, чтобы она, в свою очередь, была предоставлена в ОАО «РЖД» не менее чем за 4 часа до пересечения границы. Это позволит обеспечить своевременную передачу этой информации в таможню.

Электронное взаимодействие между таможенными органами и перевозчиком строится на обмене в электронной форме документами, сведениями, авторизованными сообщениями, подписанными электронной подписью. Электронный обмен осуществляется между Главным вычислительным центром ОАО «РЖД» и Центральным информационно-техническим таможенным управлением в режиме времени, близком к реальному. При этом документооборот строится по схеме централизованного взаимодействия с использованием средств криптографической защиты информации, электронных подписей, сертификатов ключей проверки этих подписей, включая требования по обеспечению информационной безопасности.

Что касается перевозок железнодорожным транспортом в международном сообщении, то здесь электронный документооборот представляет собой новую информационную технологию, обеспечивающую оформление в электронном виде транспортных документов, связанных с организацией и осуществлением перевозок грузов в международном сообщении и подписанных электронной подписью, а также доставку и выдачу этих электронных документов по принадлежности участникам перевозочного процесса.

Важно отметить, что в соответствии с пунктом 3 решения коллегии Евразийской экономической комиссии, если товары предполагаются к помещению под процедуру таможенного транзита в месте прибытия, то требуется дополнительно представить предварительную электронную информацию из коммерческих документов. ОАО «РЖД» сейчас не имеет этих сведений в структурированном виде. Чтобы выполнить эту обязанность перевозчика, разрабатывается портал предварительного информирования на сайте РЖД.

Этот портал даст возможность принимать сведения от заинтересованных лиц в осуществлении международной грузовой железнодорожной перевозки и последующей консолидации этих сведений. Эти лица должны будут пройти процедуру авторизации на сайте РЖД.

Портал будет предусматривать техническую возможность заинтересованным лицам представить перевозчику или его уполномоченному таможенному представителю по каждой товарной партии комплект транспортных и товаросопроводительных документов посредством ввода в экранные формы портала или загрузки электронных формализованных документов в формате Альбома форматов электронных форм документов Федеральной таможенной службы. Запуск портального решения запланирован на сентябрь 2014 года.

– Что позволило в такие короткие сроки создать интегрированную с таможенной службой ИТ-инфраструктуру?

– ОАО «РЖД» является компанией, в которой информатизация рассматривается как один из основных инструментов бизнеса. Здесь создана мощная ИТ-инфраструктура, которая представляет собой систему 17 вычислительных центров. Они находятся на всех железных дорогах и встроены в развитую многоуровневую вычислительную сеть, базирующуюся на современных телекоммуникационных и компьютерных технологиях.

Телекоммуникационная инфраструктура РЖД, увязываемая с соответствующими сетями связи железных дорог Европы и Азии, обеспечивает реализацию информационных технологий на железнодорожных направлениях, входящих в евро-азиатские транспортные железнодорожные коридоры. При этом имеется возможность использования стандартных протоколов и интерфейсов, администрирования сети и информационных ресурсов и межсетевого взаимодействия, также используются международные стандарты обмена информацией с иностранными железными дорогами – UN/EDIFACT. Всё это позволило создать единое информационное пространство на сети железных дорог и инструменты для электронного обмена данными с иностранными дорогами, партнёрами, клиентами.

Электронный обмен данными происходит между информационными системами РЖД и иностранных железных дорог и идёт по факту приёма груза к перевозке с последующей передачей информации на приграничные станции для заблаговременного оформления документов. Первое соглашение об обмене данными было подписано ещё в 2002 году с «Финскими железными дорогами». Уже через два года, в 2004 году, были заключены аналогичные соглашения с железными дорогами Белоруссии, Латвии и Украины. В настоящее время ОАО «РЖД» имеет действующие соглашения об обмене данными с одиннадцатью иностранными компаниями.

Вся эта кропотливая, более чем 10-летняя работа и позволила создать основу для внедрения инновационных ИТ-решений в области электронного документооборота на железнодорожном транспорте. И результат не заставил себя долго ждать: нам потребовалось минимум времени, чтобы доработать программные продукты РЖД, выполнить требования Федеральной таможенной службы и получить от иностранных дорог сведения, требуемые для предварительного информирования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.07.2014