17-12-23 / 2023
Новости отрасли
Доклад генерального директора - председателя правления ОАО «РЖД» О. Белозерова на IV Железнодорожном съезде

Добрый день уважаемые коллеги, товарищи, дорогие друзья! Приветствую делегатов съезда – представителей многомиллионной семьи единомышленников, связавших свой жизненный путь с железной дорогой. Приветствую гостей съезда. Вы наши надежные партнеры, с которыми в любых, самых сложных ситуациях, принимаются совместные сбалансированные решения. Приветствую ветеранов отрасли. Спасибо, что вы с нами, продолжаете активно участвовать в жизни железных дорог, неравнодушны к событиям и делитесь знаниями и опытом. Отдельные слова благодарности Первому заместителю Председателя Правительства, Председателю Совета директоров ОАО "РЖД" Андрею Рэмовичу Белоусову и Министру транспорта России Виталию Геннадьевичу Савельеву. Ваши взвешенные решения во многом определяют эффективность работы всей отрасли. Все поколения железнодорожников, рассматривая перспективы отрасли, неизменно, делали акцент на развитие и трансформацию. Вызовы и испытания только закаляли, добавляли компетенций и уверенности в собственных силах. Шесть лет назад, на Третьем съезде железнодорожников, обсуждая наши планы, мы даже представить не могли, какие требования предъявит нам время. Пройден период пандемии, уже ставшей страницей истории, в которой, как и всегда, отмечена ответственная и профессиональная работа всей железнодорожной отрасли. На повестке дня – испытания недружественными действиями иностранных государств, которые пытаются развалить железнодорожный транспорт и экономику нашей страны. Мы открыто говорим: "Не пройдет!". Благодаря решениям Президента России Владимира Владимировича Путина мы в этом абсолютно уверены. Мы всецело одобряем и поддерживаем деятельность Главы государства по защите интересов нашей Родины! Глубоко символично, что Четвертый Железнодорожный съезд проходит в год двадцатилетия открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Являясь системообразующим звеном всей страны, Компания, по-прежнему, уверенно занимает ведущие позиции по ключевым показателям среди железных дорог мира. С каждым годом мы поднимаем планку качества работы. Не менее серьезными являются успехи у коллег, присутствующих в этом зале. Общие итоги позволяют говорить, что наша страна является одной из передовых железнодорожных держав мира. И мы все гордимся этим! Уважаемые коллеги! В соответствии с решениями Третьего съезда 2017 года Российские железные дороги системно и динамично развивались по всем направлениям. С большим удовлетворением могу отметить, что практически по всем вопросам достигнуты значимые результаты, а по целому ряду показателей они носят уникальный характер. Итоги, о которых я буду докладывать, – наглядное отражение ответственной и профессиональной работы каждого сотрудника, кто присутствует в этом зале. Каждого, кто сейчас добросовестно несет вахту в кабине локомотива, вагоне поезда, диспетчерском пункте, вокзале, станции, логистическом центре, на инфраструктурном объекте. Это наш общий результат. Мы сделали это все вместе! Остановлюсь на основных темах. Развитие социального партнерства, совершенствование механизмов социальной защищенности сотрудников – один из ключевых наказов делегатов Третьего съезда. Все предприятия отрасли уделяют этому вопросу самое пристальное внимание. Наша общая политика, закрепленная в Отраслевом соглашении – взаимное уважение, соблюдение интересов и обязательств. Как системообразующая Компания, стремимся к тому, чтобы наш Коллективный договор был неизменно одним из лучших в стране и являлся эталоном для всей отрасли. Считаю, что за шесть лет мы сделали существенные шаги по его адресному наполнению. Включены механизмы применения режимов гибкого рабочего времени и дистанционной работы. Закреплены актуальные направления по поддержке советов молодежи, волонтерского движения, железнодорожных династий. Предусмотрен комплекс мероприятий по поддержке наших работниц. Созданы все необходимые условия для работы женщин по профессиям машинист и помощник машиниста. Образованный в 2018 году Комитет по улучшению условий труда, отдыха и социальной поддержки женщин стал эффективным корпоративным институтом открытого диалога не только по социальным, но и по производственным вопросам. Мы гордимся отраслевой системой здравоохранения. Ее главное достижение – нулевая аварийность по медицинским факторам. Качество медицинских услуг соответствует высшим стандартам. Сегодня ОАО "РЖД" – молодой коллектив. Более трети железнодорожников, а это сотни тысяч человек, – работники в возрасте до 35 лет. Обращаясь к молодому поколению, хочу сказать: "Вы сделали правильный жизненный выбор". Железная дорога – это престиж, это надежность, это уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне! Пассажирский комплекс за шесть лет прошел путь обновления и новаций. Ежедневно его услугами пользуются более трех миллионов человек. За шесть лет перевезено 6,5 млрд. пассажиров. Образно говоря, каждый житель страны воспользовался нашими услугами 45 раз. Уверенно реализуется стратегическая линия по расширению сервисов скоростных перевозок. В основе этого – реализация программных мероприятий по обновлению подвижного состава. Там, где на маршрут выходят новые вагоны, мы неизменно фиксируем стремительный рост пассажиропотока. Например, перевозки двухэтажными поездами увеличились почти в четыре раза. Во всех типах вагонов дальнего следования пассажирам предложен новый модельный ряд. Он отличается увеличенным размером спальных мест, выделением личного пространства и широким применением средств предиктивной диагностики технического состояния. Даже новый двухэтажный вагон уже претерпел существенные изменения по плавности хода, технологиям и материалам отделки, набору встроенных сервисов и, что немаловажно, увеличен в габарите. Пассажирский комплекс уверенно шагает в ногу со временем по электронным технологиям. Сегодня на поезда дальнего следования только один билет из четырех оформляется в бумажном виде. Наши сервисы и услуги в обязательном порядке учитывают особенности маломобильных пассажиров. Компания неукоснительно выполняет требования Президента и Правительства Российской Федерации по обеспечению стабильной работы и развитию маршрутной сети пригородного сообщения. Масштабные мероприятия реализованы по модернизации объектов пассажирской инфраструктуры. Для нас важен каждый объект, будь это вокзальный комплекс в крупном городе или остановочный пункт на малодеятельной линии. В текущем году апробировано интересное решение – мобильный модульный вокзальный комплекс, адаптируемый под необходимый пассажиропоток. Результаты эксплуатации первого образца на станции Шарташ на Урале полностью подтверждают заявленные показатели. Прошедшие шесть лет – это период становления железной дороги как одного из полноправных видов городского транспорта, сопоставимого по сервису с метрополитеном. Осуществлена давняя мечта о непрерывности пригородного железнодорожного движения в Москве. Город перестал быть "тупиковым" пунктом пригородных маршрутов. Основные радиальные направления объединены в диаметры с тактовым движением. Первые месяцы эксплуатации МЦД-3 и 4 подтверждают своевременность реализованных решений. В жизнь россиян и гостей страны уверенно вошел железнодорожный туризм. Каждый проект индивидуален и уникален. Шесть специальных проектов – "Большая Перемена", "Страна Открытий", "Поезд Памяти", "Своих не бросаем", "Поезд Деда Мороза", "Герои с нашего двора" – особенная гордость Компании. Это проекты всей страны. Они в полной мере раскрывают величие России, демонстрируют бережное отношение железнодорожников к истории, уважение к героям – нашим современникам и заботу о подрастающем поколении. Таким проектам суждена долгая жизнь! Мы всегда подчеркиваем, что работа пассажирского комплекса и требования к сотрудникам всегда повышенные. Но до последнего времени имела место парадоксальная ситуация, при которой система обучения именно "пассажирщиков" просто отсутствовала. В 2020 году мы изменили такое положение, начав подготовку специалистов по программе "Магистратура". Считаю, что в короткое время необходимо перейти и к программам "специалитета". Подводя итог по пассажирскому комплексу, хочу особенно подчеркнуть, что самая значимая трансформация произошла в отношении к пассажирам. Я это хорошо ощущаю по потоку ежедневных отзывов наших граждан о внимании, помощи и поддержке, которые они получают, переступая порог нашего дома под названием "железная дорога". От имени железнодорожников страны хочу поблагодарить всех россиян за то, что вы регулярно становитесь нашими пассажирами, неравнодушны к развитию отрасли, терпеливо переносите случаи неудобств и ожиданий. Период между съездами войдет в историю железнодорожной отрасли России как время начала практических действий по проекту высокоскоростного движения. В соответствии с поручениями Президента страны мы развернули проектные работы по созданию магистрали, включая разработку отечественного высокоскоростного поезда. Мы трепетно относимся к этому проекту. Фактически это единственный сегмент железнодорожного транспорта, которого не хватает на российских железных дорогах. Современное поколение российских ученых, проектировщиков, инженеров, железнодорожников и организаторов производств имеет уникальную возможность доказать свою способность реализовать этот проект. Определяя шесть лет назад основные направления развития железных дорог, Третий съезд особенное внимание уделил развитию инфраструктуры. Подчеркну, что предложения съезда нашли отражение в Указах Президента России и соответствующих программных документах. Мероприятия обеспечены ресурсами и находятся в активной фазе выполнения. Сбалансированно развиваются основные направления – Северо-Запад, Азово-Черноморский бассейн и Восточный полигон. Инвестиции в развитие Восточного полигона год от года росли практически вдвое и достигли в 2023 году рекордной цифры в 250 млрд. рублей. Провозная способность на полигоне увеличена в полтора раза. Также в полтора раза она выросла на подходах к морским портам Азово-Черноморского бассейна. Значительный рост объемов работ потребовал существенной трансформации всего строительного комплекса. Сделан серьезный шаг в применении технологий информационного моделирования, интернета вещей, мониторинга с помощью беспилотных летательных аппаратов. Как результат – достижение заданных показателей пропускной способности инфраструктуры выполняется в установленные сроки. Компания показала высокую организацию и качество работ на объектах, которые до прихода ОАО "РЖД" по разным причинам превращались в долгострой. Выполнены поручения Главы государства и Правительства по завершению в кратчайшие сроки работ по мостовому переходу Нижнеленинское – Тунцзян и началу движения по новому маршруту в Китай. Уже перевезено свыше трех миллионов тонн. Сегодня открываем рабочее движение поездов по новой линии к порту Лавна. Мы настроены на то, чтобы инфраструктура максимально быстро переходила из стадии строительства в стадию обеспечения перевозок. Стройка не ради стройки. Главная цель – постоянно прирастать в объемах перевозок. Высокие показатели безопасности, о которых я докладывал в начале выступления, во многом обеспечены надежной работой инфраструктурного комплекса. За прошедшие шесть лет капитальный ремонт выполнен на четверти главных путей сети и составил около тридцати трех тысяч километров. Мы видим, что с каждым годом, вследствие глобальных климатических изменений, более частыми становятся аномальные природные воздействия на железнодорожную инфраструктуру с тяжелыми последствиями. Примеров достаточно: повреждение прибрежной инфраструктуры в районе Туапсе в 2019 году, разрушения мостовых переходов через реки Кола под Мурманском и Ареда в Забайкальском крае в 2020 и 2021 годах, разрушение плотин на БАМе и в Приморье, размыв путей на участке Туапсе – Адлер Северо-Кавказской железной дороги в текущем году. С этой высокой трибуны хочу поблагодарить за работу сотрудников линейных предприятий: монтеров пути, специалистов по содержанию искусственных сооружений, электромехаников СЦБ, электромонтеров контактной сети, машинистов локомотивов и специального подвижного состава, дежурных по станции, поездных диспетчеров, специалистов пожарных и восстановительных поездов. Каждый раз при ликвидации последствий ЧС вы проявляете исключительный профессионализм и самоотверженность. В грузовой и коммерческой работе за последние шесть лет практически полностью изменены принципы взаимодействия с грузоотправителями. Постоянный приток новых клиентов, особенно в сегменте небольших предприятий, и, что самое важное в период глобальных изменений в транспортной логистике, ярко подтверждает, что мы работаем эффективно. Нам доверяют! Бесконтактные цифровые услуги уверенно стали главным инструментом совместной работы. "Личный кабинет клиента", ключевой электронный сервис, посредством которого ежедневно заключается более сотни договоров. Ориентируясь на потребности рынка, Компания сделала акцент на адресную работу, максимально адаптировала свои услуги для владельцев небольших партий грузов. Несмотря на пандемию и постковидное замедление мировой экономики, по ряду сегментов грузовых перевозок достигнуты значимые результаты. По итогам 2023 года погрузка в Восточном направлении к 2017 году вырастет на +15%, до рекордных 290 млн. тонн. Превышены практически все исторические показатели. На новый уровень вышли контейнерные перевозки. За последние 6 лет ежегодные темпы их прироста в четыре раза превышают темпы работы автотранспорта. Как результат, по итогам 2023 года объем контейнерных отправок во всех видах сообщений достигнет исторического максимума – 7,4 млн. ДФЭ, что превысит уровень 2017 года почти в два раза. Важным фактором обеспечения устойчивости грузовых перевозок стало управление, в течение последних лет, в штабном режиме с принятием необходимых решений "здесь и сейчас". Практические результаты являются убедительным подтверждением эффективности такой работы. Считаю, что шестилетний период является прорывным для инженерного корпуса Российских железных дорог. Принципиально решены важнейшие задачи – технического зрения, беспилотного вождения, интервального движения, "виртуальной сцепки" локомотивов. Если в 2018 году мы только отрабатывали технические и технологические решения, то в текущем году уже каждый десятый грузовой поезд на Транссибе следует в "виртуальной" сцепке, а локомотивные бригады работают на удлиненных плечах обслуживания. Возможности режима просто уникальны. Как пример, на полигоне Дальневосточной железной дороги выполнена экспериментальная перевозка, при которой "сцеп" состоял из пяти грузовых поездов общей массой 26 тысяч тонн с интервалом попутного следования около 5 минут. Высокий организационный и технологический потенциал ОАО "РЖД" обусловил выбор нашей Компании в качестве национального лидера по разработке решений в области квантовых коммуникаций. Мы успешно решаем амбициозную задачу вывода нашей страны в лидеры по этому высокотехнологичному направлению. Путь от разработки до первого сеанса связи и масштабного строительства сети пройден всего лишь за три года. Четыре года оперативную координацию деятельности Компании осуществляет новый Главный центр управления Российскими железными дорогами. Сегодня на одной площадке в общей системе контроля и мониторинга интегрированы информационные потоки по всем видам работ со всех уровней. Сделан значимый шаг в практическом применении технологии "больших данных", позволяющих в ежедневном режиме находить скрытые резервы и направлять их на расшивку узких мест. Культура бережливого отношения к природе прочно вошла в наши производственные процессы. Мы руководствуемся простым, но понятным девизом "Быть экологичными во всем!". На новый уровень вышла нормативно-правовая деятельность. Хочу поблагодарить коллективы Министерства транспорта и Федерального агентства железнодорожного транспорта России за результативную работу в этом направлении. В рамках "регуляторной гильотины" рассмотрено и отменено более пяти тысяч технических документов. Это около 90% документов, принятых МПС Советского Союза и России почти за 80 лет. Проделана просто колоссальная работа! Новые Правила технической эксплуатации железных дорог – самый значимый результат нормативной трансформации в отрасли. Они открыли широкие возможности применения новаций в перевозках и содержании инфраструктуры, оптимизации технологических процессов. Важной темой, которая отмечена Президентом страны на Третьем съезде и нашла отражение в итоговых документах, является – импортозамещение. Значимость этого процесса сегодня никому не надо доказывать. Западные страны рассчитывали остановить нашу работу путем прекращения технико-технологического сотрудничества. А навредили только себе! Совместно с партнерами мы обеспечили технологическую устойчивость по всем направлениям. Хочу поблагодарить коллег за совместную энергичную работу. ОАО "РЖД" – активный участник создания российской IT-платформы по управлению ресурсами предприятий. Наши системы информационной безопасности уже доказали свою высочайшую надежность и устойчивость к регулярным масштабным кибератакам. Ежегодно общеэкономическая ситуация требовала и требует от нас дополнительного внимания к основным вопросам финансово-экономической деятельности. Самый строгий подход мы применяем к самим себе, постоянно работая над повышением операционной эффективности и сокращением расходов. Общий эффект мероприятий соответствующей Сводной программы за шесть лет составил порядка 260 млрд. рублей (256 млрд. руб.). Все резервы направлены на финансирование нашей инвестиционной программы. Все шесть лет Компания идет путем внедрения финансовых инноваций. Большинство сделок на рынках заимствования оценены как новаторские. Текущие расчеты максимально выведены из-под влияния внешних факторов. Как итог проделанной работы – финансовое положение Компании устойчивое, ежегодный финансовый результат положительный. Анализируя результаты за период с прошлого съезда, не могу не остановиться на нерешенных вопросах. Главная тема – предельная загрузка инфраструктуры на основных направлениях. Резервы все выбраны. Новые мощности загружаются в режиме "онлайн". Хочу, чтобы у всех было общее понимание: непроизводительные простои инфраструктуры – это невосполнимые потери в перевозках. Минимизировать, а лучше совсем исключить такие ситуации – наша общая задача! Уважаемые коллеги! Следующую часть своего выступления хочу посвятить вопросам развития железных дорог в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации до 2030 года. Главой государства поставлены задачи по созданию условий для благополучия граждан и возможностей для их самореализации, обеспечению комфортной и безопасной среды для жизни и труда, развитию предпринимательства, цифровой трансформации. На чем нам всем следует сосредоточиться? Первое. Это продолжение инфраструктурного роста. Мы ориентируемся на следующие параметры: по Восточному полигону – 210 млн. тонн по итогам 2030 года и 255 млн. тонн по итогам 2032 года, с учетом реализации ряда проектов партнерами-инвесторами; по Северо-Западу – 220 млн. тонн в 2030 году и 243 млн. тонн по итогам 2033 года; по Азово-Черноморскому бассейну увеличение провозной способности до 152 млн. тонн по итогам 2030 года и 200 млн. тонн по итогам 2034 года, с обеспечением прогнозируемого роста пассажирских перевозок. Перечень мероприятий подготовлен. Пристальное внимание уделено развитию дальних железнодорожных подходов в регионах Западной Сибири и Урала. Будем настойчиво придерживаться политики опережающего проектирования, особенно по объектам с продолжительным сроком строительства. Работа Компании по развитию международного транспортного коридора "Север – Юг" будет организована в соответствии с системными решениями Рабочей группы Правительства Российской Федерации и утвержденной дорожной картой до 2030 года. Наша задача в полной мере использовать его потенциал, в том числе для переключения объемов с других направлений. Уверен, что вместе с нашими партнерами-железнодорожниками из Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана обеспечим дополнительные логистические возможности коридора. Работы по содержанию железнодорожной инфраструктуры будут продолжены в соответствии с Программой по поэтапному приведению путевого комплекса в нормативное состояние. По итогам 2030 года в целом по сети вдвое сократится протяженность участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем или сроком эксплуатации. На опорной сети железных дорог, включая Восточный полигон, АЧБ и Северо-Запад, к 2030 году в нормативное состояние будет приведено 94% линий. Второе (на чем следует сосредоточиться) – новации для клиентов. Исходим из того, что в долгосрочной перспективе развитие страны будет строиться на экономике предложения. Наши инициативы по сервисам и услугам неизменно будут носить предиктивный характер. ОАО "РЖД" как сервисная компания должна быть всегда на несколько шагов впереди. Это залог всех успехов и достижений! В пассажирском комплексе – курс на комфорт и скорость будет продолжен. При этом следует строго следовать предпочтениям пассажиров совершать поездки в "молодом" и современном подвижном составе. Необходимо выходить на показатель среднего возраста вагона около 10 лет, а обновление по внутреннему интерьеру производить в еще более короткие сроки. Предстоит решить задачу создания нового поколения пригородного подвижного состава на автономной тяге со знаком качества "Сделано в России". Мы надеемся, что коллеги из предприятий транспортного машиностроения за короткое время найдут эффективное решение. Актуальная тема – дополнительные сервисы для пассажиров во время поездки с целью продуктивного использования их свободного времени. Современные IT-решения дают простор для инженерных новаций, особенно в части виртуальных активностей. Достижения Центрального транспортного узла должны быть не только повторены, но и получить дальнейшее развитие. Действия в этом направлении планируется производить поэтапно, с гармоничным погружением железнодорожной инфраструктуры в городской и природный ландшафты агломераций. В грузовых перевозках ограничения пропускной способности на основных направлениях и правила недискриминационного доступа продолжительное время будут определять особенности работы с клиентами. Сервисы, которые готовятся к запуску в ближайшее время, ориентированы на предложение вариативных логистических схем и условий перевозок. Цель одна – найти сбалансированное взаимовыгодное решение. Представляется, что в современных условиях действия всех участников логистической цепочки должны носить адаптивный характер. Здесь два ключевых слова – "всех" и "адаптивный". Результат не может достигаться только за счет других, каждый обязан внести свой вклад в достижение общей цели. Активно продолжим развитие контейнерных перевозок. Построение сети терминалов и площадок, возврат к перевозкам контейнеров в полувагонах, создание инновационных фитинговых платформ под скорость 140 км/ч являются хорошими предпосылками, чтобы психологический рубеж в 10 млн. ДФЭ в год до 2030 года был преодолен. Третье (на чем следует сосредоточиться) Инновационные технологии. Здесь акцент сделаю на управлении, точнее на необходимости динамичного перехода к управлению на основе данных. Мы с вами обладаем самым большим в стране объемом информации – 39 петабайт. Чтобы всем было понятно один петабайт – это десять в пятнадцатой степени (квадриллион) байт! По сути, предстоит формирование новой культуры управления, включая подготовку аналитиков по работе с большими данными. Это новое направление должно найти отражение и в организационной структуре цифрового блока Холдинга. Квантовые коммуникации станут значимой составной частью телекоммуникационной системы железных дорог. Уже по итогам 2024 года протяженность квантового сегмента сети составит не менее 7 тысяч километров. По итогам 2030 года она вырастет более чем в два раза – до 15 тысяч километров. Мы выйдем на качественно новый уровень решений по защите данных, информационных систем и каналов управления. Уникальные наработки последних лет в области организации движения, о которых я говорил в первой части, а также новые решения планируем динамично переводить в статус основной ежедневной деятельности. Предстоит подготовка всего локомотивного парка к этой работе, а также повышению его надежности. Исходим из того, что новые технологии в перевозках – это один из самых действенных механизмов увеличения провозной способности инфраструктуры. Они должны дать дополнительный эффект порядка 7-10%. Уважаемые коллеги! Все успехи железнодорожной отрасли страны достигаются благодаря добросовестной работе каждого сотрудника на своем рабочем месте. Труд железнодорожников тяжелый и ответственный. Его результаты во многом определяются достойными условиями работы, возможностями для самореализации, комфортной средой для жизни, семейным благополучием. В силу особой значимости вопросы развития человеческого капитала и социальной защищенности будут предметом отдельного всестороннего обсуждения в рамках нашего съезда. Хочу заверить, что на железных дорогах России эти задачи будут решаться в приоритетном порядке. Завершая выступление, хочу от имени всех железнодорожников России поблагодарить Президента и Правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу, федеральные органы исполнительной власти за постоянное внимание и поддержку отрасли. Мы понимаем значимость нашей работы для всей страны, каждого предприятия и каждой семьи. От имени делегатов съезда, хочу всех заверить, что мы готовы к решению поставленных задач. Уверен, что все цели будут достигнуты! Спасибо за внимание!

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.12.2023