17-05-20 / 2020
Новости отрасли
Доход «на бумаге»

"Укрзализныця" отчиталась о высоком росте чистой прибыли В конце апреля АО "Укрзализныця" (УЗ) совместно с британской аудиторской компанией Ernst & Young (E&Y, входит в так называемую большую четверку компаний, предоставляющих аудиторские и консалтинговые услуги) подготовило консолидированный финансовый отчет за 2019 год. Согласно опубликованному документу чистая прибыль государственной компании за год увеличилась почти в 15 раз. Однако в отчете есть существенная деталь – прибыль получена за счет изменения курса валют.

Согласно документу в минувшем году АО "Укрзализныця" получило 2,988 млрд грн ($111,1 млн) чистой прибыли, что в 14,7 раза больше, чем годом ранее. Тогда данный показатель составлял 203,85 млн грн ($7,6 млн).

В отчете также фиксируется рост доходов от реализации собственной продукции. Отмечается, что доход от реализации продукции УЗ по сравнению с 2018 годом вырос на 8,4% – до 90,4 млрд грн ($3,4 млрд). Наибольшая доля в структуре дохода от реализации продукции (91%) – это доходы от пассажирских и грузовых перевозок, которые в 2019 году составили 82,4 млрд грн ($3,1 млрд).

Также согласно финотчету в 2019 году компания погасила 60% основной суммы ($300 млн) по еврооблигациям, выпущенным в 2013 году.

"Компания улучшила свой финансовый результат, при этом своевременно и в полном объеме выполнив все обязательства перед государством и кредиторами, – отмечает исполняющий обязанности председателя правления УЗ Иван Юрик. – Сейчас мы должны сфокусироваться на решении насущных проблем отрасли – нахождении источников финансирования для закупки подвижного состава, освобождении от уплаты земельного налога и других вопросах, которые не являются новыми, но станут еще более ощутимыми на фоне кризисных явлений в экономике, вызванных эпидемией новой коронавирусной инфекции".

Как считает бывший председатель правления УЗ Евгений Кравцов (занимал должность до конца января этого года), слова которого приводит украинская информационно-консалтинговая компания "Центр транспортных стратегий" (ЦТС), полученная чистая прибыль позволит перевозчику удержаться на плаву в кризисный период.

"Если смотреть динамику, то финансовый результат увеличивался все прошедшие три года. 2016 год был с отрицательным финансовым результатом, после этого УЗ показывала чистую прибыль. Прошлый год стал позитивным благодаря ряду факторов: первое – это тарифные изменения и дерегуляция вагонной составляющей, второе – удачная кредитная политика – УЗ удалось улучшить источники финансирования за счет выпуска еврооблигаций и перекредитования части инструментов в низкопроцентные долговые инструменты, третье – благодаря оптимизации целого ряда внутренних процессов и оптимизации в компании", – отмечает господин Кравцов.

Однако стоит отметить, что важным моментом в отчете является показатель "прибыль от курсовых разниц", который в минувшем году составил 4,3 млрд грн ($159,9 млн).

"В 2019 году чистую прибыль УЗ получила только "на бумаге" за счет курсовой разницы, и это четко видно в отчете, – заявил бывший заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава. – Благодаря снижению курса гривны в конце прошлого года до 23,69 грн за доллар была проведена переоценка валютных финансовых обязательств компании, которые и дали всю бухгалтерскую прибыль за год. Курсовая разница составила 4,3 млрд грн, что и обеспечило чистую прибыль почти в 3 млрд грн. Но эта прибыль только "на бумаге". Если бы прибыль компании была реальная, то очевидно, что никто бы не понижал кредитный рейтинг компании и не вводил бы четырехдневную рабочую неделю для сотрудников".

Напомним, ранее международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) "Укрзализныци" с уровня "В-" до уровня "ССС".

"В настоящее время мы оцениваем показатели ликвидности компании как слабые, полагая, что проблемы, связанные с пандемией коронавируса, обусловят ограничение доступа компании к рынкам капитала и окажут давление на ее способность генерировать денежный поток от операционной деятельности, – отмечается в заявлении S&P. – Прогноз "негативный" отражает неопределенность относительно потенциальной реструктуризации кредитов и способности компании аккумулировать достаточные денежные средства для осуществления предстоящих выплат".

В агентстве также указали, что в течение 12 месяцев, начиная с 1 апреля этого года, УЗ предстоит погасить долговые обязательства в объеме около $400 млн, включая кредит в $200 млн со сроком погашения в июле, и две выплаты в рамках ранее размещенного выпуска сертификатов участия в займе.

"При этом согласно отчету руководство УЗ на 21% – до 1,5 млрд грн ($55,8 млн) – сократило расходы на материалы, ремонт и обслуживание, – продолжает господин Кава. – А мы все помним регулярные возгорания локомотивов и пригородных поездов в прошлом году. Очевидно, что обеспечение надлежащего технического состояния подвижного состава и инфраструктуры не было приоритетом для высокооплачиваемого правления и наблюдательного совета государственной компании".

Как отмечается в документе, каждый член правления УЗ в 2019 году в среднем получал 850 тыс. грн ($31,6 тыс.) в месяц, а каждый член набсовета – 517 тыс. грн ($19,2 тыс.) в месяц. Для сравнения: в 2018 году каждый член правления получал в среднем 473 тыс. грн ($17,6 тыс.) в месяц, а член наблюдательного совета – 228 тыс. грн ($8,5 тыс.) в месяц.

Таким образом, в минувшем году вознаграждение правления и наблюдательного совета компании увеличилось почти в два раза – до 71,4 млн грн ($2,7 млн) и 43,4 млн грн ($1,6 млн) соответственно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152017.05.2020