23-01-15 / 2015
Новости отрасли
Договоры со стивидорами с привкусом новых правил

Новые правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту вводили для того, чтобы лучше понять, кто и за что отвечает на терминалах, в частности, за простои вагонов. В Минтрансе полагают, что это поможет решить проблему повышения эффективности использования инфраструктуры - как портовой, так и железнодорожной.

Приказ Минтранса об утверждении данных правил № 182 от 09.07.2014 г. зарегистрирован 29 декабря 2014 года Минюстом. До настоящего времени перевалочная деятельность осуществлялась исключительно на основании положений законодательства РФ о морских портах и заключаемых сторонами правоотношения договоров. Вместе с тем, отметили в Минтрансе, принятие данных правил будет способствовать нормативному урегулированию осуществляемой в морских портах деятельности по перевалке грузов.

Как пояснили эксперты, одной из причин появления проекта данного документа стало то, что в действовавшем законодательстве РФ имелись пробелы. В частности, это касалось распределения ответственности участников рынка за простой вагонов.

"В принципе, эти вопросы регулируются коммерческими договорами. Однако на практике появились попытки переложить вину за все виды простоев железнодорожного подвижного состава на стивидорные компании. Это и послужило поводом для Минтранса внести поправки в нормативные акты", - пояснили в одной из стивидорных компаний.

По мнению стивидоров, в прошлом году были найдены юридические процедуры урегулирования споров. А сейчас приказ Минтранса дает дополнительные инструменты для этого.

"Установлено, что услуги по обработке грузов осуществляются на основании договора перевалки за плату. Указываются также случаи, когда за простой подвижного состава отвечает не стивидор, а заказчик услуги (грузовладелец). Например, если последний не обеспечил получение согласованной перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом, не заплатил железнодорожному оператору за перевозку и за возврат вагонов", - отметила председатель комитета по коммерческо-правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов Марина Маленьких. Уточнение ответственности за простой вагонов должно ускорить обработку грузов в морских портах.

Аналогично считает менеджер по транспорту FM Logistic в России Мария Самарина: "Благодаря утверждению данного приказа, возможно, взаимоотношения между железной дорогой и портами урегулируются и время простоя вагонов на подходах к портам сократится".

Действительно, вопросы, касающиеся взаимной ответственности стивидорной компании и оператора железнодорожного подвижного состава за простой вагонов в порту, целесообразно решать при участии грузовладельца, считает директор по логистике и аналитике ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин. Поэтому в приказе Минтранса о правилах оказания услуг по перевалке грузов в морском порту вполне обоснованно обозначили круг вопросов, касающихся ответственности заказчика (грузоотправителя). Ранее между стивидорами и железнодорожными операторами возникали споры по ряду аспектов, касающихся того, как определить, кто виноват в простое вагонов. При этом часть наиболее дискуссионных проблем следовало бы урегулировать через грузовладельца.

Это соответствует мировой практике решения споров, отметил А. Головизнин. Он заметил, что проблема возникла из-за того, что российское транспортное законодательство несет на себе отпечаток ушедшей эпохи, когда участники процесса перевозок являлись госкомпаниями и решали споры путем создания совместных комиссий, рабочих групп и заключения между собой узловых соглашений. Между тем на Западе все претензионное право так или иначе замкнуто на заказчика услуги.

Ответственность грузовладельца закреплена, в частности, в статьях 22, 41, 42, 64 и 66. В соответствии с новыми правилами оператор морского терминала вправе отказать в согласовании заявки при невыполнении заказчиком существенных условий договора, заключенного с оператором морского терминала. По прибытии груза в морской порт в засортированном состоянии его выгрузка может быть произведена с рассортировкой по перевозочным документам лишь при наличии дополнительной заявки заказчика и технических возможностей у оператора морского терминала. Отсюда вытекает, что в этом случае за простой вагонов, поданных под обработку, отвечает именно грузовладелец.

При поступлении груза в морской порт иными видами транспорта в случае обнаружения несоответствий в перевозочных документах перевозчик составляет акт, предусмотренный правилами перевозок грузов, действующими на соответствующем виде транспорта, утвержденными нормативными правовыми актами РФ. Соответственно, если груз поступает в вагонах, то данный факт фиксируется согласно нормативам, которые регулируют деятельность ОАО "РЖД". В случае отказа перевозчика от составления акта оператор морского терминала составляет акт общей формы, в котором фиксирует обстоятельства приема груза от перевозчика. Такая процедура опять-таки четко указывает, кто виноват в простое вагона при возникновении нестыковок в документах.

Как следует из новых правил, именно заказчик при вывозе груза из морского порта железнодорожным транспортом обеспечивает получение согласованной перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявки на отправку грузов. Если не будет вовремя подтверждена оплата перевозчику провозных платежей за груз, возврат вагонов и дополнительные услуги, оказываемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, ответственность за простой вагонов ложится именно на заказчика услуг.

Подобные правила заставят участников рынка перевозок грузов через морские порты тщательнее относиться к договорной работе. Нормативное право подталкивает стивидоров, железнодорожников и грузовладельцев к совершенствованию взаимодействия друг с другом, чтобы не допускать образования складов на колесах и брошенных поездов. Ведь в противном случае кому-то придется платить за неэффективное использование инфраструктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру23.01.2015