07-09-19 / 2019
Новости отрасли
Договор по принуждению

Украина меняет формулу расчета за подвижной состав.

Акционерное общество "Укрзализныця" (УЗ) по требованию грузовладельцев будет поэтапно, начиная с 1 октября 2019 года, вводить плату за пользование вагонами компании при выполнении грузовых операций. Однако представители бизнеса предлагают законно бойкотировать новую редакцию договора на оказание услуг по организации перевозки грузов, так как УЗ оставила за собой право вносить изменения в документ в одностороннем порядке.

Как ранее сообщал "Гудок", проект договора с измененными правилами по сбору платы за пользование вагонами УЗ утвердило правление компании в конце апреля 2019 года. Основная идея документа – сократить время сверхнормативного простоя подвижного состава на подъездных путях, которое сегодня составляет порядка 50 часов на 500 тыс. грузовых операций.

По оценке директора по развитию бизнеса АО "Укрзализныця" Андрея Рязанцева, задержку парка провоцирует действующая тарификация. Так, плата за сутки хранения груза в вагоне составляет 88 грн ($3,5), за хранение на элеваторе – 120 грн ($4,8), поэтому вагоны используются как склады на колесах. Кроме того, во время простоя не по вине УЗ компания зарабатывает только 4% от дохода, который могла бы получать от вагона на следующей грузовой операции.

Плата за пользование собственными вагонами перевозчика складывается из двух составляющих: за использование вагонов при выполнении грузовых операций и за перенос срока следующей грузовой операции. В первоначальном варианте УЗ предложила не брать плату за 6 часов, в течение которых вагон находится под грузовыми операциями, раньше время составляло только 0,5 часа. И прогрессивную плату брать с 49-го часа, а не с 22-го.

Новая методика подготовлена не с целью заработать, а лишь для сокращения сверхнормативного простоя, чтобы улучшить оборот вагонов, уточнил Андрей Рязанцев. И тарификация построена таким образом, чтобы стимулировать грузополучателей или грузоотправителей на обустройство складских помещений, а не передерживать груз в вагонах, к примеру, в выходные дни.

Тем не менее председатель правления ассоциации "Украинский логистический альянс" Владимир Иващук после презентации проекта договора участникам рынка сообщил, что сокращение времени нахождения вагонов под грузовыми операциями или просто на подъездных путях должно быть связано с ускорением общего времени оборота вагона. Но из-за неэффективного процесса перевозки оно, наоборот, увеличивается. К примеру, расчетная формула потерь времени пользования вагонов – более 48 часов – привязана к нормативному сроку доставки 200 км в сутки, а фактически вагоны в сутки преодолевают расстояние менее 100 км.

Теперь УЗ пошла на уступки и представила новую формулу расчета, показатели к которой будут вводиться поэтапно. Компания предлагает с 1 октября 2019 года до 31 марта 2020 года начислять плату за перенос срока следующей грузовой операции начиная с 73 часов. В следующем периоде – с 1 апреля 2020 года и до 30 сентября 2020 года – с 61 часа, с 1 октября 2020 года до 31 марта 2021 года – с 49 часов и с 1 апреля 2021 года и в дальнейшем – с 37 часов.

"Мы должны двигаться к зеркальной ответственности, которая должна определяться по четким критериям. В частности, отправления по графику, подготовка грузового вагона к погрузке будут идти под полной ответственностью железной дороги. Маршрутные отправки зерновых грузов продаваться на "Prozorro.Продажи". Клиенты будут отвечать за соблюдение нормативного срока нахождения вагона под грузовыми операциями. Такие шаги будут способствовать улучшению операционной работы УЗ и удовлетворению потребностей бизнеса", – считает Андрей Рязанцев.

В то же время представитель Центра развития логистики Валерий Ткачев предложил грузоотправителям блокировать утверждение договора в новом формате по ряду причин. "Это договор присоединения, который исключает любую его корректировку. Изменения имеет право вносить только УЗ", – уточнил эксперт.

Кроме того, в документе никак не отражена ответственность перевозчика за выполнение согласованных заявок грузоотправителей, при этом четко зафиксировано, что УЗ их согласовывает и выполняет по своему усмотрению. Также предусмотрены штрафные санкции за возврат загрязненных и поврежденных вагонов, но порядок классификации степени повреждения или загрязнения не определен. А встречная ответственность перевозчика за подачу вагонов в негодном для перевозки состоянии не прописана.

Видимо, в качестве сомнительной компенсации УЗ предложила клиентам с 1 сентября подписывать договор через электронный сервис. Достаточно зарегистрироваться в базе данных и подать заявку на перевозку через Интернет. Ответ от УЗ, что договор заключен, поступит в автоматическом режиме.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152007.09.2019