03-11-20 / 2020
Новости отрасли
"Дочка" РЖД, ранее владевшая 50% Трансконтейнера, сможет выкупить и погасить 81,7% своих акций

ОАО "Российские железные дороги" получило возможность продать своей "дочке" - АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК) - 81,7% ее акций для последующего их погашения.

Соответствующую сделку одобрило правительство РФ: распоряжение от 31 октября подписал премьер-министр Михаил Мишустин (документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации). Вопрос об уменьшении уставного капитала ОТЛК был проработан Минфином, Минтрансом и РЖД.

"Объединенная транспортно-логистическая компания" была учреждена железными дорогами РФ, Казахстана и Белоруссии в 2014 г. для развития транзитных перевозок между Европой и Китаем (при прежнем главе монополии Владимире Якунине). Договоренности сторон предполагали, что РЖД передадут ОТЛК 50% + 2 акции ПАО "Трансконтейнер" (MOEX: TRCN) и 100% минус 1 акцию АО "РЖД Логистика" (РЖДЛ).

В свою очередь, ж/д администрация Казахстана должна была внести в капитал СП контейнерного оператора "Кедентранссервис" (до 2020 г. "Трансконтейнер" был его совладельцем) и логистическую компанию "Казтранссервис", а также фитинговые платформы и терминалы на пограничных с Китаем Достыке и Алтынколе. Железные дороги Белоруссии обеспечивали контроль над терминалами в Бресте.

Однако в итоге свой вклад сделали только "Российские железные дороги", получив 99,84% совместного предприятия, а их партнеры, взнос которых составил 32,7 млн руб. - по 0,08%. В 2015 г. (при нынешнем главе монополии Олеге Белозерове) было решено строить СП по модели asset light (без активов), вернув РЖД "Трансконтейнер" и РЖДЛ.

Реорганизация была завершена в 2018 г. Операционным правопреемником трансъевразийского транзита стало АО "Объединенная транспортно-логистическая компания - Евразийский железнодорожный альянс", United Transport and Logistics Company Eurasian Rail Alliance, UTLC ERA), выделенное из ОТЛК. Акционерный капитал UTLC ERA был паритетно разделен между "Российскими железными дорогами", ГО "Белорусская железная дорога" и АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (Казахстанские железные дороги).

Контрольным пакетом акций "Трансконтейнера" "Объединенная транспортно-логистическая компания" владела до конца 2019 г., когда по итогам соответствующего аукциона он был продан за 60,3 млрд руб. группе "Дело" Сергея Шишкарева (позднее в ее капитал вошла госкорпорация "Росатом").

В январе 2020 г. Андрей Старков, занимавший пост замглавы "Российских железных дорог" (сейчас - директор по корпоративному управлению ж/д холдинга), сообщал, что продажа доли в операторе принесла ОТЛК "очень хороший доход" (прибыль), и монополия "рассчитывает выплатить дивиденды от сделки". "У нас есть ожидания, связанные с возвратом денег на головную компанию. Ведь фактически это были первоначальные инвестиции (в "Трансконтейнер" - ИФ) непосредственно ОАО "РЖД", - пояснял он.

О планах перевозчика в отношении остальных средств, полученных "Объединенной транспортно-логистической компанией" от продажи контрольного пакета акций "Трансконтейнера", топ-менеджер тогда не сказал. "Все, что находится в периметре холдинга, это (его - ИФ) деньги. У нас выстроена сквозная система казначейского контроля, сквозная система финансового планирования. Поэтому деньги будут направлены, исходя из наиболее оптимального формата", - заявлял Старков.

При этом, еще до продажи контрольного пакета акций "Трансконтейнера", как сообщал источник "Интерфакса", ОТЛК предлагала предоставить ОАО "РЖД" в виде кредита сроком на 1 год около 36,1 млрд руб. (сумма, близкая к стартовой цене доли в операторе). Соответствующая информация, по словам собеседника агентства, фигурировала в материалах "Объединенной транспортно-логистической компании", но их рассмотрение было решено отложить до завершения сделки.

Средства, как ожидалось, будут выданы до конца 2020 г. под RUONIA + 0,2% (под 6,69% годовых). При этом на фоне текущих на тот момент котировок акций "Трансконтейнера" (по состоянию на конец II квартала, при рыночной стоимости доли порядка 42 млрд руб. - 6,12-6,16 тыс. руб. за акцию на Московской бирже и продаже оператора на начальной - 36,159 млрд руб. - или близкой к ней цене) ОТЛК получала бы убыток в 6,7 млрд руб., говорил источник "Интерфакса". В дату закрытия сделки 13 декабря 2019 г. акции оператора торговались на уровне 8,2 тыс. руб. за акцию, что соответствовало цене пакета на уровне 57 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс03.11.2020