14-10-14 / 2014
Новости отрасли
"Дочка" РЖД подписала договор по проекту модернизации ж/д линии в Сербии

"Дочка" ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) - ООО ""РЖД Интернешнл" (РЖДИ) - и сербский проектный институт CIP подписали договор на разработку рабочей документации для реконструкции и строительства железнодорожной линии Стара Пазова - Нови Сад, сообщил РЖДИ.

"Участок будет построен в начале 2018 г. Протяженность - 40 км. Это будет первая железнодорожная линия с проектируемой скоростью 200 км/ч не только в Сербии, но и во всем регионе", - говорится в сообщении.

По словам вице-премьера Сербии Зораны Михайлович, слова которой приводит РЖДИ, речь идет "о так называемом дополнительном соглашении N3 к контракту, финансируемому за счет российского кредита". "Предполагается, что процесс разработки рабочей документации будет завершен в июне 2015 г. Затем в течение четырех месяцев будет осуществлена (ее - ИФ) проверка, по окончании которой начнется строительство, оно будет длится 30 месяцев", - сообщила компания о содержании заявлений министра.

Генеральный директор "РЖД Интернешнл" Сергей Павлов в свою очередь сообщил, что "событие положит начало развитию скоростных железных дорог в Сербии" и "все работы будут выполнены вовремя". Генеральный директор CIP Милутин Игнятович, слова которого также приводятся в сообщении, отметил, что "без поддержки З.Михайлович процесс занял бы намного больше времени".

Как сообщалось ранее, РЖДИ реализует в Сербии сразу несколько проектов по контракту, заключенному в мае 2013 г. с АО "Железные дороги Сербии" (ЖДС). Он предполагает строительство железнодорожной инфраструктуры и поставку дизельных поездов за счет экспортного кредита. Договор на общую сумму $941,2 млн ($800 млн будет выданы в качестве государственного экспортного кредита Россией) принят к финансированию министерством финансов РФ 18 декабря.

Контракты предусматривают строительство и электрификацию 16 км второго пути линии Белград-Панчево, реконструкцию шести участков общей протяженностью 112 км панъевропейского ж/д коридора, а также обновление существующего и строительство второго нового пути на участке железной дороги Стара Пазова - Нови Сад (44 км). Кроме того, российские железнодорожники должны будут реконструировать участок линии Белград-Бар (Белград-Врбница) общей протяженностью 200 км. Также предусмотрена поставка дизель-поездов производства ОАО "Метровагонмаш". По каждому из проектов предусмотрено подписание отдельного дополнительного соглашения к контракту.

В то же время в материалах к заседанию межправительственного российско-сербского комитета по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству отмечалось, что реализация программы затягивается. Соглашение по проекту "Белград-Панчево" было подписано в июне 2013 г. и в январе 2014 г. РЖДИ получила аванс от "Железных дорог Сербии". Дополнительное соглашение по проекту "Коридор Х" было подписано в марте 2014 г., в июле 2014 г. президент РЖД Владимир Якунин обсуждал с президентом этой страны Томиславом Николичем вопрос об утверждении советом директоров ЖДС этого документа. Глава "Железных дорог Сербии" Драголюб Симонович тогда заявил, что работы начнутся "очень скоро". Таким образом, работа российских субподрядчиков была полностью легитимизирована, а также появилась возможность продолжить работу по заказу рабочей документации линии "Стара-Пазова - Нови Сад".

Однако 28 июля Д.Симонович был отправлен в отставку. "Ни новый директор, ни лицо, обладающее необходимыми полномочиями, не назначены до сих пор. В результате зашла в тупик работа по подписанию дополнительного соглашения по "Коридору X", ранее по просьбе сербской стороны разделенного на две части из-за отсутствия денег в бюджете республики средств на оплату аванса по всему соглашению. Остановилась работа и над другими дополнительными соглашениями в рамках контракта. По этой же причине РЖДИ не может не только приступить к работам (по "Коридору X" - ИФ), но и подписать акты уже выполненных работ по участку Белград-Панчево", - отмечали авторы аналитической записки.

Создавшаяся ситуация неоднократно обсуждалась с сербской стороной "на самых различных уровнях", в том числе на встрече первого замглавы "РЖД Интернешнл" Александра Рыльского с запредом правительства Сербии З.Михайлович в августе 2014 г. РЖДИ подготовила и направила ей "по своим каналам" предложения "по скорейшему выходу из тупиковой ситуации". Однако реакции на него также не последовало. Ранее З.Михайлович отмечала, что выполнение работ опережает график более чем на 10%, "чего не было на инфраструктурных объектах Сербии уже многие годы". В этой связи РФ планировало просить Сербию ускорить формирование руководства ЖДС и подписать документы, необходимые для финансирования двух проектов, реализуемых группой РЖД.

Компания "РЖД Интернешнл" была создана в 2012 г. после того, как у другой "дочки" РЖД - ОАО "Зарубежстройтехнология" - возникли проблемы с реализацией одного из проектов, строительством ж/д линии Сирт-Бенгази вдоль побережья Средиземного моря в Ливии. Из-за беспорядков, которые в 2011 г. вспыхнули в этой стране, монополии пришлось эвакуировать свой персонал обратно в РФ.

Согласно информации базы данных "СПАРК-Интерфакс", 100% уставного капитала "РЖД Интернешнл" принадлежит ОАО "Торговый дом "РЖД", в котором у РЖД - 50,13% акций, а остальные акции - у структуры НПФ "Благосостояние" ЗАО "Управляющая компания "РВМ Капитал". В апреле стало известно о намерении монополии выкупить долю в операторе зарубежных ж/д проектов у своего партнера, однако, по данным "СПАРКа", к августу сделка еще не была совершена.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс14.10.2014