12-08-15 / 2015
Новости отрасли
"Дочка" Aspire Mining изучает проект железной дороги с севера Монголии в Туву

"Дочка" монгольского угольного экспортера Aspire Mining - Northern Railways - изучает вопрос строительства железной дороги от станции Овот на севере Монголии к городу Кызыл в Туве, следует из сообщения Aspire.

Речь идет о "предварительном исследовании", которое, как ожидается, будет завершено в сентябре 2015 г. Станция Овот находится в 180 км от границы с Россией.

Aspire напоминает, что в сентябре 2014 г. в ходе визита в Монголию президента РФ Владимира Путина был подписан ряд соглашений, в том числе, касающихся развития железнодорожного сообщения между двумя странами. В числе основных намеченных проектов - модернизация 1,1 тыс. км на "центральном" участке Сухэ-Батор - Сайншанд - Замын-Уд, проходящем с севера на юг Монголии через столицу Улан-Батор (в том числе - электрификация и строительство второго пути). Это позволит развивать транзитные перевозок из России в КНР, Индию, Пакистан и другие страны региона.

Также предполагается продлить "западное" ответвление от него, проходящее по северу страны, построив новую 547-километровую линию Эрдэнэт-Овот. Именно его и планируется продолжить до Кызыла через станцию Арц-Сурь на российско-монгольской границе. Длина этого участка ветки составит 215 км, он обеспечит выход на линию Кызыл-Курагино, которую собирается построить бизнесмен Руслан Байсаров (она призвана связать Элегестское угольное месторождение в Туве с Байкало-Амурской магистралью).

При этом сформированный транзитный ж/д ход, позволит транспортировать грузы и с предприятий горнодобывающей промышленности Северо-Западной Монголии. "Расширение железнодорожной сети позволит Монголии задействовать богатые, но пока труднодоступные месторождения, шире использовать свой транзитный потенциал", - заявлял тогда в этой связи В.Путин, отмечая, что начать работы планируется "незамедлительно". Финансировать проектирование планировало АО "Улан-Баторская железная дорога" (УБЖД, совместное предприятие Монголии и ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) ) за счет собственных и заемных средств.

Президент РЖД Владимир Якунин при этом указал тогда на важность развития в Монголии ж/д магистралей с российской шириной колеи (1520 мм), отметив, что строительство инфраструктуры других стандартов "приведет к неоправданному дублированию всех сервисов и росту эксплуатационных расходов".

В среду Aspire Mining сообщил, что правительство Монголии приняло решение наделить Northern Railways исключительными правами на строительство и эксплуатацию в течение 30 лет участка Эрдэнэт-Овот. Договор предусматривает сооружение линии в течение 5 лет. После этого базовая ж/д инфраструктура будет передана правительству Монголии. Компания также сможет самостоятельно устанавливать ж/д тарифы при условии, что они не будут являться дискриминационными по отношению к пользователям.

В течение 1,5 лет после подписания концессионного соглашения, Northern Railways должна будет заключить инжиниринговый контракт с компанией China Railway 20 Bureau Group Corporation (CR20G), подготовить технико-экономическое экономическое обоснование с China Railway First Survey & Design Institute (FSDI), и организовать финансирование (CR20G и FSDI - "дочки" китайской China Railway Construction Corporation). В ходе предварительного ТЭО стоимость проекта была оценена примерно в $1,2 млрд.

Концессионное соглашение по строительству ж/д линии Aspire называет "важной вехой" в реализации его проекта по добыче коксующегося угля в Овоте мощностью 5 млн тонн в год на начальном этапе с возможностью расширения до 10 млн в течение 21 года эксплуатации шахты. Также Aspire отмечает, что новый транспортный коридор связан с политикой КНР по созданию Нового Шелкового пути для улучшения евроазиатской торговли и политики РФ по созданию Евразийской экономической зоны. Также линия видится компании в качестве катализатора для развития несырьевой промышленности в Северной Монголии, включая сельское хозяйство, животноводство и туризм.

В июне Р.Байсаров заявлял, что его "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК) совместно с китайскими партнерами прорабатывает проект продления железной дороги Кызыл-Курагино в КНР для экспорта нашего коксующегося угля. "Это длинная дорога - 1,6 тыс. км, но она будет очень эффективная, потому что везти до порта наше сырье через БАМ, Транссиб и порт - дальше", - говорил он. "Мы смотрим эффективность, путь прохождения - через Монголию или в обход. Думаю, в ближайшие два-три месяца может быть сделано заключение", - говорил он.

При этом бизнесмен отмечал, что терминал в Ванино на Дальнем Востоке в связи с планами продления ж/д ветки в Китай из основного комплексного проекта по освоению Элегеста не исчезнет. "Он все равно будет работать для экспорта угля в Корею, Японию и все азиатские страны", - пояснял он.

Проект по освоению Элегестского угольного месторождения "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" намерена реализовать к 2019 г. Он включает в себя строительство горно-обогатительного комплекса мощностью более 15 млн тонн концентрата коксующегося угля в год, железной дороги Курагино-Кызыл и угольного терминала в порту Ванино. Общая стоимость оценивается в 217 млрд руб., из них 54 млрд руб. намерена вложить сама ТЭПК, 163 млрд руб., как ожидает компания, составит господдержка (в том числе 86,86 млрд руб. - из Фонда национального благосостояния).

Строительство железной дороги станет самой дорогой частью проекта и обойдется, по оценкам, в 156 млрд руб. Разработка месторождения потребует 40 млрд руб., строительство терминала в Ванино - 12 млрд руб. Также в проект входит строительство теплоэлектростанции в Кызыле стоимостью 9 млрд руб. Финансирование из ФНБ планировалось начать еще в 2014 г. Но этого до сих пор не произошло. Р.Байсаров в июне говорил, что компания проводит соответствующие согласования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.08.2015