19-04-18 / 2018
Новости отрасли
Добыча угля под гарантии бюджета

Правительство разрешило концессию для дороги Кызыл-Курагино

Как выяснил "Ъ", после десяти лет согласований все же начинается реализация концессии по строительству железной дороги Кызыл-Курагино стоимостью 192,4 млрд руб. Но один из ключевых вопросов - приоритетный доступ к железным дорогам на Дальний Восток для ТЭПК Руслана Байсарова, входящей в консорциум концессионеров и владеющей лицензией на Элегестское месторождение угля,- в распоряжение правительства не вошел.

Источники "Ъ" указывают, что риски для государства остаются высокими: за недостижение плановой выручки от продажи угля перед концессионером ответит бюджет. Дан старт концессионному соглашению на строительство железной дороги Кызыл-Курагино длиной 410 км, которая свяжет угольное месторождение Элегест с Транссибом.

Правительство подписало распоряжение о его заключении, рассказали "Ъ" два источника в отрасли и подтвердили в аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича. Проект Кызыл-Курагино стоимостью 192,4 млрд руб. реализуется по концессии сроком на 30 лет (с октября 2018 по декабрь 2048 года) Концедент - Росжелдор, концессионер - специальная проектная компания (СПК), где по 47,5% принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова, владеющей лицензией на Элегест, и УК "Лидер", еще 5% - ОАО РЖД. 15% инвестиций - собственные средства концессионера, остальное СПК займет.

Плановый объем перевозок - 15 млн тонн в год. Соглашение не могли заключить более десяти лет. Как говорил "Ъ" в ноябре 2017 года замминистра транспорта Алан Лушников, у него к проекту личное отношение: "На ПМЭФ в 2008 году, когда я исполнял обязанности руководителя Росжелдора, я подписывал инвестсоглашение с инициатором проекта, им тогда был Сергей Пугачев (бенефициар обанкротившегося потом Межпромбанка.- "Ъ"). Почти десять лет прошло, Сергей Пугачев за границей, ветка не строится.

Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы этот проект был реализован". В соглашении предусмотрена компенсация концедентом минимальной гарантированной доходности (МГД), за счет которой покрывается недополученная выручка концессионера, если вывоз грузов оказывается ниже плана.

СПК компенсируется и разница между фактическим тарифом и закрепленным в финмодели. Минтранс предлагал внести пункт, подразумевающий приоритет на железной дороге для отправителей грузов с объектов концессионных соглашений, заключенных на условиях МГД. Как пояснял "Ъ" источник, знакомый с ситуацией, это необходимо для того, чтобы государство, уже гарантировавшее через МГД концессионеру вывоз грузов, не несло убытки в случае каких-либо сбоев при их пропуске по общей инфраструктуре. Но ряд ведомств, отмечает собеседник "Ъ", настаивали на сохранении равенства. В ФАС еще в марте говорили "Ъ", что дискуссий по приоритету не ведется - вопрос не имеет отношения к концессионному соглашению, а объемы инвестора учтены в проекте расширения БАМа и Транссиба.

В итоге положение о приоритете в распоряжение не вошло. В ТЭПК "Ъ" пояснили, что с ОАО РЖД в 2013 году заключено соглашение, по которому монополия намеревается обеспечить перевозку 15 млн тонн угля в год от Курагино к портам Дальнего Востока. Также, отмечают в ТЭПК, в мае 2017 года ОАО РЖД уведомило компанию, что в проекте модернизации БАМа и Транссиба учтена потребность вывоза 12 млн тонн грузов к 2020 году, еще 3 млн тонн будут учтены в мероприятиях по развитию инфраструктуры после 2020 года. "Таким образом, пропускные и провозные способности для вывоза 15 млн тонн угольного концентрата в год с учетом выхода проекта на проектную мощность в 2024 году будут обеспечены",- поясняют в ТЭПК.

В ОАО РЖД отмечают, что реализуют проект развития участка Междуреченск-Тайшет, направленный на обеспечение к 2020 году перевозок на восток 15 млн тонн грузов с Кызыл-Курагино, в том числе 12 млн тонн угля с Элегеста. Источник "Ъ", знакомый с ходом согласования проекта, говорит, что риски федерального бюджета по этому проекту так и не удалось сбалансировать. Другой собеседник "Ъ" объясняет, железнодорожная инфраструктура в направлении Дальнего Востока заполнена другими угольными потоками (например, от СУЭК). Вывоз грузов с Элегеста гарантируют только соглашения, стороной которых является ОАО РЖД, говорит он, но не все из них носят обязывающий характер, а отвечать перед ТЭПК за вывоз будет бюджет. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что, возможно, нужен механизм, позволяющий контролировать риски.

В ТЭПК же отмечают, что "инвестору пришлось пойти на создание дополнительных резервов для минимизации рисков государства при создании необходимой всем инфраструктуры".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ19.04.2018