03-11-15 / 2015
Новости отрасли
Добавить нужно в выгрузке

Проблемы невыполнения портами своих договорных обязательств по обеспечению своевременной выгрузки вагонов систематически обостряются, и это осложняет эксплуатационную работу сети железных дорог. При этом нужно отметить, что грузопотоки на припортовые дороги сохраняют устойчивую динамику роста, несмотря на общее снижение объемов погрузки.

Развитие логистических центров улучшит координацию работы с морскими портами. Анатолий Кужель, заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник Управления движенияПо итогам работы за 9 месяцев 2015 года погрузка экспортных грузов через российские порты возросла к аналогичному уровню прошлого года на 3,2%, в том числе в порты Северного Кавказа – на 11%, Дальнего Востока – на 3,7%, Северо-Запада – на 1%.При этом выгрузка экспортных грузов в российских портах возросла всего на 2%, что явно недостаточно для приема к перевозке всех грузов в соответствии с заявками грузоотправителей. За 9 месяцев 2015 года суммарная выгрузка в портах осуществлялась на уровне 81% от перерабатывающих способностей терминалов. Потери только на Дальневосточной и Северо-Кавказской дорогах составили соответственно 197 и 249 тыс. вагонов.

А вот терминалы на Северо-Западе были не загружены. При норме 14,6 тыс. вагонов в среднем в сутки в адрес портов поступало не более 12,5 тыс. вагонов, или 85% от норматива. В результате потери по выгрузке из-за недостаточной загруженности портов на Октябрьской магистрали составили около 60 тыс. вагонов.

Обратная картина на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Из-за задержек с выгрузкой в терминалах Дальневосточной железной дороги сегодня отставлено от движения более 60 поездов, в том числе 10 адресовано в порт Восточный. На Северо-Кавказской дороге простаивает 40 составов, из них в адрес Туапсе – 21, Новороссийска – 30, на паромный комплекс Кавказ – Крым – 10 поездов с различными грузами.

Из-за недостаточной емкости склада возникли проблемы с выгрузкой угля в крупнейшем терминале Дальнего Востока – АО "Восточный Порт". Отдельные марки угля получатель не принимает, что привело к отставлению от движения 10 поездов на Дальневосточной магистрали.

По-прежнему не обеспечивается своевременная выгрузка угля Туапсинским морским торговым портом: при норме 140 выгружается не более 122 вагонов в сутки. В результате на Северо-Кавказской железной дороге отставлено от движения 8 поездов с углем. Из-за несвоевременного подвода флота не обеспечивается слив мазута на ООО "РН-Туапсенефтепродукт", из-за этого отставлено от движения 8 поездов. В порту Туапсе также неудовлетворительно организована выгрузка зерна и черных металлов, на дороге простаивает по 2 поезда с данной номенклатурой.

В период с 19 по 29 сентября текущего года из-за планового ремонта паромного судна "Петровск" на линии Кавказ – Крым работал только один паром "Анненков". В результате передача вагонов сократилась в два раза. При этом погрузка в адрес грузополучателей Крымского полуострова значительно превышала размеры передачи. Это привело к сгущению вагонопотока и простою поездов на Северо-Кавказской железной дороге. Неблагоприятные погодные условия и штормовой ветер осложняли работу паромной линии. В этих условиях ОАО "РЖД" вынуждено было с 5 по 7 октября частично ограничить погрузку через паромную переправу Кавказ – Крым.

Аналогичная ситуация сложилась на паромной линии Усть-Луга – Балтийск. С 9 октября находится в ремонте паром "Балтийск", в ноябре планируется постановка в ремонт парома "Амбал". При этом в адрес паромной переправы на Октябрьской дороге уже отставлено от движения два поезда. В сложившейся ситуации ОАО "РЖД" вынуждено было ввести ограничение на погрузку сроком на 10 суток – с 29 октября по 7 ноября включительно.

С целью улучшить координацию работы с операторами морских терминалов по организации ритмичного подвода поездов с грузами к портам Центральная дирекция управления движением проводит целенаправленную работу по развитию системы логистических центров. Так, 12 октября введена временная технология согласования плана погрузки и взаимодействия Логистического центра Дальневосточной магистрали и территориальных центров фирменного транспортного обслуживания с дирекциями перевозок железных дорог Восточного полигона.

Это позволило Дальневосточной дороге улучшить основные показатели эксплуатационной работы и увеличить выгрузку вагонов. При этом все дороги Восточного полигона, работающие в рамках данной технологии, восполнили отставание по погрузке, обеспечивая равномерность отгрузок в согласованных Дальневосточным ДЛЦ объемах в адрес выгрузочных терминалов и погранпереходов.

Среднесуточная погрузка экспортных грузов в адрес морских терминалов Дальневосточной железной дороги составила 3277 вагонов, что на 4%, или на 121 вагон в сутки, превышает уровень октября 2014 года. При этом количество отставленных от движения поездов сократилось со 150 поездов по состоянию на 13 октября до 62 на текущий момент. И такая положительная динамика сохраняется. Поэтому указанные технологии необходимо распространить и на Северо-Кавказскую и Октябрьскую железные дороги с учетом специфики работы там портов и морских терминалов.

Для компенсации расходов ОАО "РЖД" в связи с отставлением от движения поездов по вине грузополучателей Центр фирменного транспортного обслуживания совместно с логистическими центрами припортовых железных дорог проводит работу по заключению с клиентами договоров на продление сроков доставки грузов и временному размещению подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования на платной основе. Перечень станций и приемо-отправочных путей, на которых разрешается размещать временно оставленные от движения поезда в адрес припортовых станций, определены дирекциями управления движением на всех припортовых дорогах. Для автоматизированного учета начисления и взыскания платежей за отставленные от движения поезда по причинам, не связанным с ответственностью ОАО "РЖД", разработано техническое задание на создание соответствующей информационной системы.

ОАО "РЖД" понимает, что отставление от движения поездов вызвано необходимостью, обусловленной нестабильной работой операторов морских терминалов. Однако процесс этот должен быть упорядочен, а потери ОАО "РЖД" компенсированы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.11.2015