08-10-17 / 2017
Новости отрасли
Добавили время и деньги

Ключевые магистрали в сообщении Европа – Азия сохранят статус приоритетного развития.

Премьер Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, по которому в федеральную целевую программу (ФЦП) "Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)" внесены изменения, которые касаются выделения дополнительных средств на развитие железнодорожного транспорта на Дальнем Востоке страны. Кроме того, срок действия программы продлен до 2021 года.

Внесенные правительством в ФЦП изменения особое внимание уделяют базовым транспортным артериям страны – Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожным магистралям. Они обслуживают не только грузообразующие комплексы на территории Дальневосточного федерального округа, но и обеспечивают транспортно-экономические связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пограничными станциями на границе РФ с Монголией, Китаем и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР).

Основные мероприятия по развитию Дальнего Востока вошли в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)" в виде подпрограмм под названием "Магистральный железнодорожный транспорт" и "Железнодорожный транспорт".

Они предусматривают увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, формирование направлений железнодорожной сети с обращением поездов повышенного веса и нагрузкой на ось, модернизацию постоянных устройств и сооружений. В Дальневосточном федеральном округе РФ за срок действия программы должно появиться на 450,4 км новых железнодорожных линий больше.

Объемы средств, которые ОАО "РЖД" собирается направить на финансирование инвестиционных проектов на территориях субъектов РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ (ДВФО), составят в 2017–2019 годах 124,2 млрд руб.

В частности, в 2018 году планируется на территории опережающего развития "Индустриальный парк "Кангалассы" в Якутии построить пусковой комплекс Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск в Республике Саха (Якутия), на что из госбюджета будет выделено 1,951 млрд руб.

По мнению генерального директора АО "Институт экономики и развития транспорта" Федора Пехтерева, именно развитие железнодорожных перевозок является основным развитием экономики Дальневосточного региона.

"С теми объемами грузов, которые везутся сегодня на Дальний Восток, ни автомобильный, ни авиационный транспорт не справится, – говорит эксперт. – Только в порты Приморья надо перевезти, по нашим программам, около 65 млн тонн грузов. А к 2025 году мы планируем увеличить эти объемы еще на 144 млн тонн".

Напомним основные показатели ФЦП. Весь грузооборот по железной дороге за период с 2017 по 2021 год должен вырасти с 2983,5 млрд ткм до 3404,8 млрд ткм. Ожидается, что в 2018 году будет введено в эксплуатацию 587 км новых железнодорожных линий, в 2019-м – 69,8 км. Парк локомотивов в 2018 году обновится на 400 единиц, в 2020 – на 677 единиц.

Всего, как ожидается, финансирование развития железнодорожного транспорта в 2018 году составит 245,54 млрд руб., из них 31,513 – из бюджета и 214,02 млрд руб. – внебюджетные источники. В 2020 году эти цифры составят соответственно 330,3 млрд руб., 12,45 млрд руб., 317,8 млрд руб.

По мнению ведущего эксперт-аналитика отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Сергея Минкова, РЖД движутся в правильном направлении, прилагая усилия по достижению прописанных в ФЦП параметров и показателей.

"К примеру, показатель средней скорости доставки грузовых отправок, в соответствии с ФЦП на 2020 год составляющий 340 км/сут., был достигнут еще в 2015 году, что позволяет говорить не только о выполнении, но и о перевыполнении заявленного плана. Кроме того, почти в два раза по отношению к показателю ФЦП сократилась доля протяженности линий железнодорожного транспорта общего пользования, имеющих ограничения пропускной способности, составив в 2017 году около 8%, – говорит аналитик. – Исходя из вышеозначенного, возникает необходимость внесения изменений в Федеральную целевую программу, в частности в подпрограмму "Железнодорожный транспорт", что позволит актуализировать основные цели и задачи, тем самым задав новый вектор развития для ОАО "РЖД".

Между тем эксперт обращает внимание на то, что в соответствии с ФЦП 23 разведанных крупных месторождения природных ресурсов не осваиваются. В текущих реалиях это может быть обусловлено отсутствием финансирования ввиду большой нагрузки на бюджет Российской Федерации и отсутствием средств у ОАО "РЖД", которые могли бы быть направлены на строительство дополнительных железнодорожных линий и других инфраструктурных объектов. Однако данная проблема может быть разрешима, в том числе за счет применения концессионных соглашений, позволяющих развивать не только железнодорожную инфраструктуру и регионы, в которых она будет сооружаться, но и получить мультипликативный эффект в долгосрочной перспективе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152008.10.2017