22-07-14 / 2014
Новости отрасли
Дмитрий Пурим: «Неочевидные решения для наилучшего результата»

Самой заметной тенденцией на отечественном транспортном рынке в последние годы стала, безусловно, консолидация. С автоматическим укрупнением активов, но без гарантии роста эффективности бизнеса. Есть и другой пример — недавно перешедшая под контроль РЖД компания GEFCO сохраняет лидирующие позиции на логистическом рынке, отдавая при этом львиную долю процессов на аутсорсинг.

По словам генерального директора ООО "Управляющая компания "Совфрахт" Дмитрия Пурима, такая стратегия в России является явно недооцененной.

"Транспорт": Бизнес-модель light-assets-forwarding последнее время доказывает свое преимущество по сравнению со стратегией компаний, отягощенных активами, лизинговыми выплатами, необходимостью накоплений на ремонты и т.п. Насколько оно неоспоримо?

— Asset-light-модель в Европе предполагает, что транспортно-экспедиторская компания активно развивает логистику и технологии перевозки, разрабатывает маршруты, предлагает клиентам смежные услуги — консалтинг, финансирование и т.п. В России без основных средств транспортно- экспедиторская компания становится просто посредником, поэтому в чистом виде light-asset-модель у нас, пожалуй, не встречается. Так, у грузовладельца существует убеждение, что если у компании нет собственных вагонов, реализовать перевозку она не в состоянии. Госкомпании также, осуществляя квалификационный отбор, как правило, включают в условия наличие собственного подвижного состава. В общем, наличие активов — важная репутационная составляющая: на рынке постоянно идет процесс мониторинга, и компании, которые в результате подсчета размера активов оказываются в конце списка, воспринимаются как менее успешные и эффективные.

С другой стороны, не только транспортные компании имели возможность убедиться: само по себе владение активами не является залогом успешной деятельности, а даже наоборот — может стать источником убытков.

В результате реализуемой стратегии, которую мы называем 30/70, мы работаем в более спокойных условиях, чем многие наши партнеры, находящиеся под прессом выплат и низкого рынка. Только 30% работающего у нас парка, флота, автомобилей являются нашей собственностью, остальное — аренда: долгосрочная и краткосрочная

"Транспорт": Ставки на аренду полувагонов и цистерн за последний год упали почти вдвое, причем профицит по обоим наименованиям составляет от 10 до 15%. Какие железнодорожные активы в этой ситуации можно назвать перспективными?

— Я считаю, что владение дорогостоящими транспортными активами со временем станет не более чем надежным финансовым инструментом, дающим не самый высокий уровень доходности. Локомотивное хозяйство, конечно, будет развиваться, но на месте РЖД, которая для себя приняла стратегию развития в направлении предоставления логистических услуг, я бы этот рынок оставил за собой. Не знаю, позволят ли крупные собственники подвижного состава состояться такому варианту развития событий. Инновационный подвижной состав является сейчас более инвестиционно-привлекательным по причине льготирования тарифа. Решение покупать специализированный или универсальный парк зависит исключительно от стратегии компании и финансовых возможностей. Наша стратегия — покупать только в случае необходимости.

"Транспорт": Каким образом логистическая компания в нынешних условиях может поддерживать свою конкурентоспособность?

— В нынешних условиях основа конкурентоспособности — это контроль над издержками, диверсификация бизнеса. Работа над повышением коэффициента оборачиваемости, сокращением порожнего пробега, повышением эффективности ремонтов, сокращением административных затрат. Диверсификация в смежных направлениях позволяет нам выстраивать работу в непосредственном взаимодействии с грузоотправителем. В "Совфрахте" мы проповедуем принцип "работа на опережение": изучаем особенности бизнеса клиента, его цели и задачи, исходя из этого формируем предложение и пакет услуг. Грузоотправители зачастую рассматривают самый очевидный, но не самый эффективный вариант реализации своих потребностей. Мы видим свою задачу в том, чтобы предложить дополнительные опции, найти неочевидное решение. Таким образом, знания, низкие затраты, хороший контакт с грузовладельцами — наши решающие конкурентные преимущества.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт22.07.2014