12-11-09 / 2009
Новости отрасли
Дмитрий Королев, исполнительный директор НП "Совет участников рынка услуг операторов: "Главное, что мы хотим, - чтобы реформа продолжилась"

В начале сентября Некоммерческое партнерство "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" провело круглый стол с участием представителей отрасли и профильных министерств и ведомств. Участникам была представлена для обсуждения Концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовым подвижным составом на среднесрочную перспективу. Концепция касается, прежде всего, работы в сфере оперирования грузовым подвижным составом.

Предложенный документ был доработан с учетом предложений и пожеланий, поступивших от компаний-операторов и регулирующих органов исполнительной власти. Концепция была одобрена президиумом некоммерческого партнерства в октябре этого года. Начавшаяся в 2009 году деятельность партнерства показала, что саморегулируемая организация операторов (СРО) необходима участникам как рупор их интересов перед государством и ОАО "РЖД". Концепция рассчитана на среднесрочную перспективу и предполагает три этапа реформы с 2010 по 2015 год. Результатом ее должна стать та конфигурация рынка, которая отсеет недобросовестных участников и будет характеризоваться сильными игроками, соблюдающими принцип здоровой конкуренции, что будет гарантировать потребителям стабильность и безопасность железнодорожных перевозок.

На первом этапе, это 2010 год, нами предлагается принять Целевую модель рынка железнодорожных грузовых перевозок с 2010 года. В этот период времени мы считаем необходимым определить базовые принципы системы управления перевозками в условиях полностью приватных парков грузовых вагонов. Нужно интенсифицировать процесс внесения изменений в нормативно-правовые акты, в первую очередь в федеральные законы

"О железнодорожном транспорте в РФ" и "Устав железнодорожного транспорта РФ", в Правила перевозок грузов и Тарифные руководства. Это необходимо для функционирования изменившегося рынка грузовых перевозок в рамках правового поля.

Изменения в нормативной базе должны быть синхронизированы во времени с принятием решения о способе и сроках полного дерегулирования вагонной составляющей и механизма преобразования инвентарного вагонного парка в приватный.

Второй этап реформы приходится на 2011-2012 годы. В этот период будет дорабатываться нормативно-правовая база, развиваться институт саморегулирования на железнодорожном транспорте. ФСТ России совместно с ОАО "РЖД" перестанут поддерживать в актуальном состоянии тарифы на перевозку грузов в инвентарном парке - общепринятый отраслевой индикатор на стоимость перевозки. Необходимо формирование новой общеотраслевой системы индикаторов, которая будет принята как ОАО "РЖД", так и операторами и грузовладельцами.

В этот же период формируются технологические системы управления перевозками в условиях полностью приватных парков грузовых вагонов, развивается регулировка собственного подвижного состава на основании свободного коммерческого договора, в том числе через "биржу вагонов". Начинается процесс выделения операторских компаний из холдинга ОАО "РЖД" путем продажи акций ДЗО на рынке ценных бумаг и развивается институт локальных перевозчиков, главным образом за счет операторов, работающих собственными поездными формированиями.

Важным на этом этапе для нас представляется разработка механизма гарантированных социальных перевозок и перевозок для государственных нужд. Сейчас этот механизм не ясен, но это важная тема и для операторов, и для государства. Механизм формирования посуточной вагонной составляющей может быть определен по критерию окупаемости подвижного состава за период 7-10 лет.

Третий этап реформы ожидается в период с 2013 года. К этому времени уже сформирована отраслевая нормативная база, функционируют механизмы саморегулирования в сфере операторских услуг. Формируется институт локальных перевозчиков.

Завершается формирование структуры рынка грузовых перевозок новой конфигурации, существующего в условиях невозможности осуществить перевозку без привлечения подвижного состава операторов. Завершается процесс акционирования операторских компаний, сформированных на базе дочерних зависимых обществ ОАО "РЖД". Изучается вопрос о целесообразности разделения ОАО "РЖД" на перевозочную и инфраструктурную компании, рассматриваются необходимые изменения в тарифное регулирование и нормативную базу. Завершается процесс законодательного закрепления обязательного членства в СРО операторов железнодорожного подвижного состава. СРО будет предупреждать и снижать риски, связанные с операторской деятельностью, для операторов, перевозчиков, владельца инфраструктуры и для потребителей услуг операторов, а также будет представлять их интересы в установлении правового и технологического взаимодействия между операторами и владельцем инфраструктуры - перевозчиком.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер11.11.09"Главное, что мы хотим, - чтобы реформа продолжилась"