29-01-15 / 2015
Новости отрасли
Для ускорения контейнерных поездов нужна новая платформа

В РЖД намерены связать крупные станции ускоренными контейнерными поездами. Насколько будут востребованы клиентами такие проекты?

На участке Санкт-Петербург - Москва контейнерные поезда могут пойти со скоростью до 120 км/ч уже в конце 2015 года. "Надо понимать, что одним из конкурентных преимуществ железнодорожных перевозок перед автомобильными в высокодоходном сегменте может стать увеличение скорости доставки груза", - рассказал начальник Октябрьской дороги Олег Валинский.

Такой поезд можно пропускать по свободным ниткам среди пассажирских. "Сегодня компания работает над созданием нового подвижного состава - платформ, чьи характеристики позволят следовать со скоростью до 120 км/ч", - отметил начальник ОЖД. Повышение скорости позволит увеличить количество контейнерных поездов, следующих по линии Санкт-Петербург - Москва. Сейчас со станций Автово и Лужская отправляются поезда на Москву-Товарную и Ховрино. Раз в двое суток из Санкт-Петербурга и раз в неделю из Усть-Луги по ниткам графика поезда уходят в Москву. В прошлом году их проследовало на 3% больше, чем в 2013-м.

Ускоренные контейнерные поезда могут стать основой для выстраивания логистики цепей поставок, считает заместитель генерального директора ООО "Модуль" Лев Марков. Ведь клиентам, которые пользуются услугами контейнерных поездов, важно, чтобы их груз был доставлен точно в срок. И ускоренный график в данном случае - дополнительный плюс для железнодорожного сервиса.

По его словам, на Западе контейнерные составы курсируют со скоростью пассажирских поездов. И ОАО "РЖД" вполне по силам выполнять аналогичные рейсы, которые прежде всего должны соединить между собой крупнейшие логистические центры, созданные при железнодорожных станциях.

Напомним, летом ЗАО "Евросиб СПб - транспортные системы" заявляло о совместных с ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" разработках сервиса по ускоренной перевозке импортных грузов в контейнерах поездом Усть-Луга - Москва. Летом по нему прошел контейнерный поезд. Со временем предполагалось подобные транспортировки сделать регулярными.

Однако, как выяснилось, производители платформ пока только говорят о возможности использовать выпускаемый ими подвижной состав для перевозки контейнеров на скорости 120-140 км/ч, но на практике операторы сталкиваются с рекомендациями использовать его на более низких скоростях. "Образно говоря, заявляемая конструкционная скорость на деле оказывается предельной, на которой постоянно эксплуатировать платформы нельзя, - сказал заместитель директора филиала ПАО "ТрансКонтейнер" на Октябрьской железной дороге Роман Веселов. - Однако работа с вагоностроителями ведется".

Почему так получилось? Как предположил заведующий лабораторией ОАО "ВНИИЖТ" Юрий Лазаренко, проекты по обеспечению ускоренных контейнерных перевозок были доверены частным компаниям, у которых не оказалось достаточного опыта для их завершения. Не смогли они организовать и соответствующее научное сопровождение при испытаниях подвижного состава.

"У специалистов не было уверенности, что предложенные модели смогут выдержать необходимые требования. Насколько мне известно, больше всего вопросов возникало к ходовой части вагонов", - прокомментировал Ю. Лазаренко. Он полагает, что от производителей теперь предстоит добиться четких гарантий того, что новые платформы окажутся надежными при эксплуатации в составе ускоренных контейнерных поездов. "Без этого им в ОАО "РЖД" зеленый свет не включат", - добавил он.

Соответственно скоростная платформа для контейнерных поездов в настоящее время проходит испытания, сообщил директор по развитию бизнеса компании "РМ Рейл" Андрей Водопьянов. В частности, в ОАО "Рузхиммаш" (входит в холдинг "РМ Рейл") изготовлен опытный образец скоростной платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров. В рамках кооперации с Петербургским государственным университетом путей сообщения мы разработали высокоскоростную тележку (модель 18-9890) с осевой нагрузкой 20 тс и конструкционной скоростью 140 км/ч. Эта модель предназначена для сочлененной платформы, которая сможет перевозить крупнотоннажные контейнеры. В изделии применены идеи, породившие целый ряд инновационных решений, в частности оригинальная тормозная система. Правда, полностью завершить проект в "РМ Рейл" планируют в ближайшие три года.

Когда другие вагоностроители смогут гарантировать, что в составе контейнерных поездов их платформы можно будет использовать со скоростью до 120 км/ч, тоже ясности пока нет. В таком случае очевидно: в выигрыше окажется тот, кто первым сумеет принять участие в пилотном проекте. Ведь на Октябрьской дороге готовы к нему.

Александр Солнцев

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру29.01.2015