Дефицит пропускных способностей Восточного полигона серьезно влияет на экономику угледобывающей промышленности. В Иркутской области за первые два месяца 2025 года объемы вывоза угля на экспорт в восточном направлении сократились на 45%.
Запад или восток?
По данным республиканского правительства, в феврале была согласована отправка 195,7 тыс. т угля в восточном направлении, что втрое меньше результата годичной давности.
О снижении экспорта на восток свидетельствуют сами угольщики. Как сообщили в одной из компаний региона, в январе вывоз угольной продукции к среднемесячному показателю 2024 года упал вдвое, в феврале – в 4 раза.
С конца прошлого года угольщики Хакасии начали отгружать экспортные грузы на запад. И в этом году РЖД обещают наращивать перевозки в западном направлении (всего в 2025 году может быть отгружено 86 млн т угля, на 20 млн т больше, чем в 2024-м).
Между тем это пока не компенсирует экспортерам Сибири потери на Восточном полигоне. Цены на энергоноситель на внешних рынках падают, а более сложная логистика через порты Юга и Северо-Запада еще сильнее сказывается на рентабельности.
Как уточняют в Хакасии, прямой убыток для предприятий отрасли от отправки 1 т угля в западном направлении составляет 800 руб., который необходимо компенсировать экспортом на восток. Только при таком балансе можно сохранять безубыточную деятельность.
Экспортеры просят скидки
Ситуация с вывозом угля из Хакасии обсуждалась в конце февраля на совещании у министра энергетики России Сергея Цивилева. Тогда же РЖД было рекомендовано обеспечить вывоз угля на экспорт в восточном направлении в объемах не меньше прошлогодних и компенсировать угольщикам потери января и февраля в течение последующих 6 месяцев.
При этом для угледобывающей отрасли важны меры поддержки. При отправке угля в западном направлении целесообразно снижение тарифов и предоставление скидок на транспортировку до 1-2 тыс. руб. за тонну, чтобы уравнять с доставкой на восток, отмечал первый зампред комитета Госдумы по энергетике Дмитрий Исламов.
В настоящее время подымается вопрос о предоставлении скидки к тарифам РЖД в 12,8% на перевозки в сторону запада.
На определенные послабления готовы пойти операторские компании и порты, однако им необходимы гарантии объемов вывоза. Один их крупных терминалов на черноморском побережье предложил скидку в 20% к текущим расценкам, правда, при условии предъявления к перевалке достаточно серьезного объема – более 500 тыс. т угля в месяц.
Что касается РЖД, то участникам угольной отрасли предложено направить в монополию обращение относительно введения скидок на перевозки в западном направлении. Кроме того, перевозчику совместно с операторами, стивидорами и угольщиками рекомендуется заключить соглашение в части выстраивания устойчивой технологии перевозки угля к портам Юга и Северо-Запада.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
12.03.2025 |