24-06-20 / 2020
Новости отрасли
Для соседей нет груза

Казахстан ограничил въезд полувагонов из сопредельных государств и запретил перевозку всех видов грузов

С 15 июня Казахстан ввел бессрочный конвенционный запрет на ввоз порожних полувагонов на свою территорию из других государств. Решение АО "Казахстан темир жолы" (КТЖ) связано с профицитом подвижного состава на собственной железнодорожной сети, повлекшим перегруженность инфраструктуры. Также с 17 по 22 июня казахстанская сторона объявила конвенционный запрет на перевозку всех видов грузов в Китай. Запрет не коснулся только контейнерных поездов и фитинговых платформ.

Как рассказал "Гудку" первый заместитель председателя правления КТЖ Канат Альмагамбетов, главная причина введения запрета – большое количество на сети порожних полувагонов, не востребованных к погрузке.

"На нашей железнодорожной сети ежесуточно находится свыше 240 "брошенных" грузовых поездов, больше половины из которых состоят из порожних вагонов. Около 100 из них – из порожних полувагонов. Сейчас возобновляется пассажирское движение, и для нас стало затруднительно пропускать пассажирские и грузовые поезда, когда множество станций заняты пустыми вагонами.

Другим моментом, повлиявшим на принятие решения о введении запрета, стало начало летних путевых работ. Движение прерывается, мы сталкиваемся с необходимостью останавливать груженые поезда, однако те станции, где мы могли бы это сделать, заняты порожними составами. В связи с этим мы были вынуждены объявить бессрочный конвенционный запрет, однако надеемся, что ситуация стабилизируется и в ближайшее время ограничения будут сняты", – пояснил Канат Альмагамбетов.

Кроме того, как рассказал "Гудку" Канат Альмагамбетов, казахстанская сторона объявит о введении конвенционного запрета на перевозку всех видов грузов в Китай с 17 по 22 июня. "Исключением являются контейнерные поезда и фитинговые платформы, все остальное мы запретили", – заявил он.

"Принятые казахстанской стороной меры, на мой взгляд, достаточно радикальные, – считает заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев. – Конечно, эта ситуация окажет негативное влияние на операторов, регулярно работающих с Казахстаном. Все знают, что грузовая база сформирована так, что сложно найти обратную загрузку в месте выгрузки груженого состава".

"Дело в том, что тарифная политика Казахстана очень недружественно устроена по отношению к транзитному порожнему вагону, – рассказал "Гудку" заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин. – За возврат порожних вагонов транзитом через территорию Казахстана российские операторы заплатят существенно больше, чем если бы они загрузились на территории Казахстана и проследовали в Россию. Соответственно, операторы дают вагоны под погрузку в Казахстане не только для получения обратной загрузки, но и для снижения собственных расходов на порожний пробег, тарифы на который чрезвычайно завышены", – заявил "Гудку" Денис Семенкин. Как рассказал "Гудку" заместитель генерального директора – директор по логистике СУЭК Денис Илатовский, компания осуществляет перевозки угля из Казахстана на Рефтинскую ГРЭС (крупнейшая тепловая электростанция в России, работающая на твердом топливе) посредством собственного парка инновационных вагонов. "Это высокотехнологичная перевозка кольцевыми маршрутами. Мы планируем согласовать курсирование кольцевых маршрутов инновационных вагонов", – отметил он.

"Сейчас мы рассылаем дополнительную телеграмму, в которой говорится, что полувагоны, курсирующие по кольцевым маршрутам, например перевозящие уголь в Россию, продолжат ездить беспрепятственно", – заключил Канат Альмагамбетов.

По мнению заместителя операционного директора, руководителя Департамента железнодорожных перевозок Группы компаний AsstrA Андрея Суллы, запреты введены из-за скопления невостребованного парка подвижного состава АО "Казтемиртранс" ("дочка" КТЖ), который проигрывает в ценовой политике российским компаниям, где ставки значительно ниже.

"Цена аренды российского вагона при отправке его из Казахстана в Россию в 1,5–2 раза ниже, нежели стоимость аренды казахстанского вагона – приблизительно 800 руб. за российский и 1,5 тыс. руб. за казахстанский вагон", – рассказал Денис Семенкин.

"Мы обеспокоены введением запрета на въезд порожних полувагонов, – рассказал "Гудку" заместитель генерального директора Первой грузовой компании по оперативной работе Александр Печурин. – Это ставит под угрозу поставки из этой страны российским грузополучателям, а также исполнение обязательств по сервисным контрактам. В настоящий момент отставленного от движения подвижного состава ПГК на территории Казахстана нет. В связи с принятым решением мы ожидаем пояснений от коллег из КТЖ, а также направили предложение в СОЖТ обсудить этот вопрос с участниками рынка. Со стороны ОАО "РЖД" и государства будет важна поддержка сформированной позиции операторов".

"Подобная инициатива является дискриминационной по отношению к российским операторам, – считает исполнительный директор Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексей Дружинин. – Установление КТЖ запретов на перевозку полувагонов всех собственников, за исключением принадлежности Казахстана, назначением на станции КТЖ не соответствует целому ряду международных договоров ЕАЭС. Если действительно существуют инфраструктурные ограничения, то они должны распространяться на всех участников рынка, независимо от принадлежности парка".

"Напомню, что в начале января уже вводился подобный запрет (продлился более месяца. – Ред.), – говорит Алексей Дружинин. – СОЖТ обращался по этому вопросу в Минтранс, ФАС России, Росжелдор и ОАО "РЖД". Эти структуры направили обращение в адрес казахстанских органов власти, и проблема была решена. Сегодня мы вновь подготовили обращения в Минтранс и ФАС России. СОЖТ считает, что в сложившейся ситуации требуется реакция со стороны железнодорожной администрации РФ и ОАО "РЖД".

Кроме того, мы считаем изначально неверным подход, при котором одна из стран закрывает свое пространство для услуг компаний из других государств. Нарушаются принципы конкуренции, и вводится по сути "карантин для вагонов". Если ситуация не изменится, то могут понадобится ответные меры, но это не будет способствовать развитию транспортных связей соседствующих государств".

Денис Семенкин также считает, что государство должно помочь российским операторам, поскольку, предоставляя вагоны в Казахстане и других странах, они осуществляют экспорт транспортных услуг. "Получается, они будут ограничены в данном виде экспорта. Соответственно, российской стороной должны быть приняты симметричные меры, так как наши экономические интересы пострадали.

Например, порожние полувагоны казахстанских операторов, приезжающие в Россию, также должны возвращаться в таком состоянии обратно, без права погрузки в России. Если такие меры будут приняты, то Казахстан быстро образумится, поскольку в КТЖ пойдут сигналы от местных операторов об ограничениях прав", – считает Денис Семенкин.

Как рассказал "Гудку" начальник отдела пресс-службы и информации Министерства транспорта России Александр Волков, в настоящий момент ведомство не может предоставить какой-либо информации, касающейся введения ответных мер.

Как ранее сообщали "Гудку" в Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД", уведомлять администрации об ограничениях надо за четверо суток. Телеграмма от КТЖ была разослана 11 июня – за четыре дня до ввода ограничений.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152024.06.2020