25-09-09 / 2009
Новости отрасли
Для привлечения так необходимых сегодня отечественному транспортному машиностроению ресурсов президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин пред...

Глобальный экономический кризис, усиление конкуренции на транспортном рынке, повышение требований к качеству услуг при снижении цены на них ставит перед железнодорожной отраслью задачу повышения эффективности работы. Об этом напомнил вице-премьер Сергей Иванов, выступая на состоявшемся в Щербинке заседании «Железнодорожное машиностроение 1520: новые экономические реалии».

Но как же еще можно повышать эффективность, если не переходить на новые технологии, не использовать современные технические средства?

С. Иванов сравнил влияние кризиса на железно­дорожную отрасль с холодным душем, который заставил обратить внимание на ряд системных проблем. Среди них масштабное физическое и моральное старение основных фондов транспортной инфраструктуры, значительные территориальные диспропорции в развитии и загрузке транспортной сети, техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами, а также снижение конкурентных преимуществ российских транспортных коммуникаций на рынке транзита в условиях опережающего роста государственных инвестиций в развитие железнодорожного транспорта в сопредельных государствах, например в Китае и Казахстане. «Без своевременно предпринятых шагов мы можем оказаться в ситуации, когда поезд уже ушел, и, к сожалению, не по российским железным дорогам», – предостерег С. Иванов.

Для привлечения так необходимых сегодня отечественному транспортному машиностроению ресурсов президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин предлагает придать программе развития отрасли статус национального проекта. До 1991 года темпы обновления подвижного состава российских железных дорог составляли 4,5% в год. Этого было достаточно, чтобы поддерживать степень износа основных фондов на приемлемом уровне. Затем произошло резкое снижение закупок. И только в 2008-м вновь были найдены возможности реально увеличить инвестиции в обновление подвижного состава. Однако в текущем году, в непростых макроэкономических условиях инвестпрограмма ОАО «РЖД» свелась практически к уровню амортизации. Как отметил глава компании, это приводит к серьезным ограничениям и рискам, влияющим на безопасность движения.

По оценке ОАО «РЖД», при отсутствии необходимого обновления железнодорожной инфраструктуры показатель интенсивности отказов может достигнуть критического уровня уже к 2013 году, а устройств электроснабжения – к 2015-му. Кроме того, приобретение новой техники в сокращенных объемах в дальнейшем приведет к новой волне стагнации в комплексе транспортного машиностроения и дефициту подвижного состава.

По мнению В. Якунина, государственная политика должна, с одной стороны, стимулировать развитие экономики, сдерживая рост тарифов, а с другой – оказывать содействие инвестиционной программе ОАО «РЖД» как потребителя колоссального объема продукции машиностроения.

К тому же, в отличие от грузовых автоперевозчиков, РЖД свои заказы размещает в основном на отечественных предприятиях.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер №1825.09.2009Транспортному машиностроению – статус нацпроекта