27-03-13 / 2013
Новости отрасли
Для новых выходов в Поднебесную необходима экономическая обоснованность

Создание новых пограничных переходов между Россией и Китаем имеет смысл при гарантии грузовладельцев и не должно ущемлять интересы других приграничных территорий.

Проект восстановления в Приморском крае приграничного участка железной дороги Махалино - Камышовая с выходом на город Хуньчунь в Китае рассматривается в ОАО "РЖД".

Об этом было сообщено на недавнем совещании руководства Дальневосточной дороги с партнерами магистрали.

Движение по этой линии протяженностью чуть более 20 км (ее обслуживало ОАО "Золотое звено") прекратилось в 2004 году. Чтобы реанимировать погранпереход, с российской стороны нужно восстановить пришедшую в упадок инфраструктуру, а также выполнить обустройство пункта пропуска для работы государственных контрольных органов.

Вложения в проект оцениваются под 2,5 млрд руб. И РЖД, как отметил начальник Дальневосточной дороги Михаил Заиченко, нужно иметь уверенность в том, что новый транспортный коридор с Китаем станет востребованным у отечественных экспортеров.

"Сумма на окончание работ по этой ветке достаточно большая. Хотелось знать, что деньги вкладываются в хорошее дело и объемы перевозок будут", - резюмировал Михаил Заиченко.

Одним из отправителей в данном направлении может стать ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК). Объемы перевозки, по предварительным расчетам, могут составить 4,5 млн тонн.

По словам заместителя генерального директора Владивостокского филиала СУЭК Юрия Коваля, компания готова увеличить погрузку в адрес китайских получателей, но должна понимать, когда произойдет ввод линии Махалино - Хуньчунь.

"Мы сейчас грузим на Китай в основном через пункты пропуска Забайкальск и Гродеково. Но рынок поставок угля в КНР обширный", - пояснил Юрий Коваль.

В возрождении перехода Камышовая - Хуньчунь заинтересована и китайская сторона. Причем не столько для импорта, сколько для транзита грузов через российскую территорию. Он открывает китайскому бизнесу кратчайший выход к Японскому морю через порт Зарубино, откуда можно судами отправлять продукцию на юг КНР, а также в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стоит сказать, в конце марта возобновился пассажирскогрузовой сервис по маршруту Сокчо (Южная Корея) - Зарубино - Хуньчунь. Дважды в неделю его обслуживает паром.

Пока что доставка грузов из Зарубино в Хуньчунь осуществляется через автомобильный пункт пропуска Краскино.

В то же время возможно привлечение транзита и на железную дорогу, если заработает линия Махалино - Хуньчунь.

Как отметил Михаил Заиченко, в ближайшее время целесообразно провести встречу с ее потенциальными пользователями.

Еще один погранпереход может появиться в Еврейской автономной области (ЕАО).

Через реку Амур, в районе села Нижнеленинское и китайского города Тунцзян, планируется возвести железнодорожный мост длиной более 2 км.

Как рассказал губернатор ЕАО Александр Винников, мостовой переход будет являться важнейшим инфраструктурным объектом Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината группы компаний "Петропавловск". Это предприятие должно заработать в 2014 году в районе станции Известковая (ДВЖД). Погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян может стать главным каналом сбыта продукции ГОКа.

В настоящее время, отметил Александр Винников, прорабатываются различные варианты привлечения инвестиций для строительства моста через Амур, в том числе из федерального бюджета.

Однако министр РФ по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев заявил в понедельник, что участие государства в финансировании проекта должно быть экономически обосновано.

"А какая будет предъявляться к перевозке продукция? Просто поднять руду и через мост увезти, наверное, это будет не очень эффективно. Поэтому мы ставим задачу: давайте первичную переработку (обогащенное железо, окатыши и т.д.). Если мост привязан к одному виду продукции, то и основные траты должна нести компания-разработчик, ведь это их проект", - сказал Виктор Ишаев. Также немаловажно, добавил он, как мост будет использоваться регионами Дальнего Востока, чем его возможно загрузить, кроме продукции ГОКа.

В свою очередь, в управлении ДВЖД не раз говорили о необходимости задействовать участок Нижнеленинское - Тунцзян под новую грузовую базу. Если в результате ввода объекта произойдет лишь перераспределение существующего грузопотока, то это негативно скажется на другом погранпереходе Гродеково - Суйфэньхэ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.03.13Пути в Китай