02-02-12 / 2012
Новости отрасли
Для нормального финансирования ОАО "РЖД" необходим регуляторный контракт

В конце 2011 года ОАО "РЖД" анонсировало планы по размещению в 2012 году рублёвых облигаций на 70 млрд руб. и евробондов на $1 млрд, что в сумме составит более 100 млрд руб.

Кроме этого, учитывая необходимость увеличения объёма инвестиционной программы для приведения инфраструктуры железнодорожного транспорта в нормативное состояние и её развития, в ближайшие годы компания планирует занимать в среднем по 100 млрд руб. в год.

В целом в последние годы компания всё больше использует различные источники привлечения кредитных ресурсов для реализации инвестиционных планов. Так, с 2003 по 2010 год объём долгосрочных обязательств, согласно опубликованным отчётным данным, вырос в 11 раз, с 46 млрд до 496 млрд руб. За тот же период объём краткосрочных обязательств увеличился с 201 млрд до 460 млрд руб. (в 2,3 раза), а стоимость активов компании (долгосрочных и текущих) выросла с 975 млрд до 2753 млрд руб. (в 2,8 раза). В результате роста долгосрочных обязательств отношение к ним активов снизилось с 3,94 до 2,88. Это значение пока ещё считается довольно высоким, но его уменьшение является негативной тенденцией.

Учитывая, что отношение активов к обязательствам не всегда может быть объективным, так как зависит от оценки стоимости активов, стоит сравнить рост долгосрочных обязательств с динамикой основных финансовых показателей компании. Чистая прибыль с 2003 по 2010 год выросла в 5,5 раза, но если вычесть субсидии от государства, то рост составит лишь 3,8 раза. Увеличение акционерного капитала составило 2,47 раза, рост акционерного капитала, приходящегося на одну акцию, - 2,24. Показатель CFO компании (прибыль, полученная от профильной деятельности) вырос в 3,7 раза. Для оценки способности компании приносить реальную прибыль более значимым может оказаться показатель Free Cash Flow (поток свободной наличности), где учитывается тот факт, что компания должна реинвестировать часть прибыли от профильной деятельности (для ОАО "РЖД" это вложения в инфраструктуру, подвижной состав и т.д.). За рассматриваемый период показатель вырос в 5,15 раза. EBITDA компании, то есть операционная прибыль, к которой добавлены расходы на выплату процентов по займам, дивидендов и амортизация, если не учитывать государственные субсидии, вырос в 3,11 раза.

Из приведённых данных можно сделать вывод о том, что увеличение долгосрочных обязательств (в 11 раз за период с 2003 по 2010 год) ОАО "РЖД" серьёзно опережает рост самой компании (её активы за тот же период выросли в 2,8 раза) и всех основных её финансовых показателей, рост которых находится в диапазоне от 2,24 до 5,5. Конечно, в современных условиях такая крупная компания не может обойтись без заёмных средств, которые позволяют реализовывать инвестиционные проекты, но преимущественное использование этого инструмента может завести в тупик.

Доля заёмного капитала с 2003 по 2010 год увеличилась на 10% (с 25% до 35%), показатель роста заёмного капитала превысил показатель роста собственного. Пока ситуация стабильная, но наметившаяся тенденция означает, что компании будет всё сложнее избавиться от долговых обязательств. Такая ситуация может привести к снижению кредитного рейтинга, что увеличивает стоимость обслуживания новых долгов, а также к ещё большему увеличению объёма заимствований, взять и обслуживать которые будет всё труднее.

Чтобы избежать таких негативных последствий, следует рассмотреть возможность привлечения ресурсов, требуемых для финансирования инвестиционных проектов и текущих затрат, из других источников. Значительная доля финансовых ресурсов, привлекаемых в отрасль, расходуется на содержание и реновацию инфраструктуры как самого капиталоёмкого сегмента отрасли. Наибольшую выгоду от вложений в инфраструктурный комплекс получает государство - мультипликативные эффекты от увеличения грузооборота, дополнительные налоговые поступления от грузоотправителей и т.д.

В последние годы растёт объём субсидий, выделяемых ОАО "РЖД" (менее 5 млрд руб. ежегодно в 2003-2006 годах и более 80 млрд руб. ежегодно в 2009 и 2010 годах в рамках проектного финансирования), но субсидии - это краткосрочный вариант решения проблемы финансирования, не предусматривающий взаимных обязательств.

Наиболее прогрессивным инструментом в данной ситуации может быть регуляторный контракт, так как он позволяет обеспечить баланс интересов государства, ОАО "РЖД" и пользователей услуг железнодорожного транспорта, а также закрепить правовые взаимоотношения между участниками, дав определённые гарантии развития инфраструктуры на будущее.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.02.12Негативная тенденция