03-03-19 / 2019
Новости отрасли
Для нефтяных грузов приготовят новые маршруты в российские порты Юга и Северо-Запада

Министерство энергетики РФ рассчитывает исключить возможность реэкспорта нефтепродуктов из республики в третьи страныМинистерство энергетики РФ в 2019 году ввело запрет на поставки в Белоруссию российского бензина, дизеля и мазута, однако согласовало беспошлинный ввоз в страну 24 млн тонн нефти. Ведомство ввело ограничения, чтобы исключить возможность реэкспорта нефтепродуктов из республики в третьи страны.

Запрет распространяется вплоть до декабря 2019 года. Исключение составляют нефть, природный газ, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, а также ряд нефтепродуктов, использующихся в нефтехимической промышленности, которые не производятся в Белоруссии, поэтому поставки в объеме 24 млн тонн сохранятся, как и в прошлом году, и пошлины на них взиматься не будут.

Протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение о регулировании экспорта нефти и нефтепродуктов страны подписали в октябре 2018 года, а также согласовали индикативные балансы поставок до конца 2019 года. Основной акцент Минэнерго делает на том, что Белоруссия в настоящий момент полностью обеспечивает свои потребности за счет переработки российской нефти, поэтому беспошлинные поставки нужно ограничивать. По оценкам ведомства, в целом в 2019 году объемы перевозок в республику снизятся на 22,1%, или 3,3 млн тонн, которые будут перенаправлены грузоотправителями на российские порты Юга и Северо-Запада.

Запрет на отдельные виды нефтепродуктов отразился на объемах железнодорожных перевозок. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" (ЦФТО), в 2018 году экспорт нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом в Белоруссию составил 4,2 млн тонн. "В структуре погрузки наибольшую долю занимают сжиженные углеводородные газы (51,8%) и мазут (37,1%). В целом за этот период отмечен незначительный рост погрузки – на 0,1 млн тонн (+1,7%). Однако с ноября 2018 года, после того как Минэнерго ввело запрет на экспорт нефтепродуктов в Белоруссию, отмечено значительное снижение объемов перевозок – 0,7 млн тонн (–71,0%) к аналогичному периоду 2017 года. Главным образом, сокращение погрузки произошло по мазуту (0,5 млн тонн, или 98,5%) и дизельному топливу (0,1 млн тонн, или 100,0%)", – пояснила "Гудку" начальник Управления маркетинга ЦФТО Лариса Ломашкевич.

В ЦФТО также уточнили, что для стимулирования перевозок белорусских нефтепродуктов в цистернах в направлении российских портов Октябрьской железной дороги с 14 марта 2017 года установлена максимально допустимая в рамках действующей нормативно-правовой базы скидка в размере 50% к ставкам Прейскуранта № 10-01 со станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги (БЖД). С 26 марта 2018 года РЖД распространили действие этой скидки и на перевозки порожних цистерн из-под нефтепродуктов. Сейчас их действие продлено вплоть до 31 декабря 2025 года. И БЖД также установила скидку с действующего тарифа в размере 25% на перевозки нефтепродуктов в собственных вагонах в кругорейсе, которая действует до 31 декабря 2019 года. Формирование конкурентоспособных тарифных условий за время действия скидок позволило привлечь порядка 115 тыс. тонн нефтепродуктов, которые транспортировали через порты Санкт-Петербург и Усть-Луга.

Однако в ЦФТО не уточнили планируемые объемы перевозок на 2019 год, хотя уже известно, что пока за неполный январь не было организовано ни одной отправки нефтепродуктов из Белоруссии в российские порты, несмотря на скидки РЖД.

Впрочем, такую информацию "Гудку" не предоставили и российские операторы. Как пояснил советник генерального директора ООО "БалтТрансСервис" (входит в состав группы Globaltrans) Владимир Прокофьев, в прошлом году компания перевозила незначительные объемы нефти в Белоруссию, на предстоящий период таких планов нет. "Это скорее политический вопрос, чем экономический", – отметил он. По этой же причине от комментариев отказались "Трансойл" и "НефтеТрансСервис", которые раньше работали на этом направлении.

В то же время, по официальным данным "Транснефти", экспорт российской нефти в Белоруссию в 2019 году составит 18 млн тонн, остальные объемы может взять на себя железная дорога.

"Я думаю, что будет применяться та же схема, что действовала в 2018 году. Формально мы разрешаем закупать 24 млн тонн нефти, из которых 18 млн тонн они перерабатывают (это максимум для белорусских нефтеперерабатывающих заводов), а еще 6 млн тонн проходят транзитом, и при пересечении границы республики с них взимается экспортная пошлина. Средства пойдут в белорусский бюджет", – говорит ведущий аналитик Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков.

Эксперт проанализировал торговлю нефтью за последние восемь лет, и, по его мнению, все эти годы Россия, по сути, субсидировала Белоруссию. В частности, в 2018 году республика получала примерно $18–20 с каждого барреля, которые терял российский бюджет, если бы продал нефть в третьи страны. "В этом году так не получится, потому что действует налоговый маневр: на 5% уменьшилась экспортная пошлина и одновременно вырос налог на добычу полезных ископаемых. То есть нефть для белорусов станет дороже, а выплаты по перетаможиванию грузов уменьшатся, что будет неприятно для республиканского бюджета, так как маржа станет меньше", – резюмировал Игорь Юшков.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.03.2019