25-06-12 / 2012
Новости отрасли
Для финансирования транспорта решено использовать долгосрочные облигации

Как показали дискуссии на Петербургском международном экономическом форуме, пока для инвестиций в железнодорожную инфраструктуру есть два основных инструмента: инфраструктурные облигации и выделение соответствующей составляющей в тарифе. Это позволит распределить финансовую нагрузку между государством и бизнесом.

О том, что часть пенсионных накоплений в ближайшее время предстоит пустить в надежные долгосрочные облигации, чтобы финансировать инфраструктурные проекты, заявил в своем выступлении на форуме президент Владимир Путин.

"К 2015 году пенсионные накопления могут составить порядка 4 трлн руб., - сказал он. - При инвестировании этих средств будет гарантирована не только безусловная сохранность пенсионных накоплений, важно также обеспечить доходность такого размещения. Над этим, безусловно, тоже будем думать и принимать эти решения только при гарантировании двух этих составляющих".

Особое внимание будет уделено Восточной Сибири и Дальнему Востоку.

Тема их развития в разных вариациях обсуждалась сразу на нескольких "круглых столах". На одном из них главный исполнительный директор Hyundai Energy and Resources Ltd Бон-Джин Янг заметил, что для России гораздо лучше инвестировать именно в этом направлении, поскольку на Востоке можно заработать гораздо больше, чем на Западе. Но инвестировать в транспортную инфраструктуру нужно с умом. Если просто увеличивать транспортировку необогащенного угля (а у нас обогащается лишь около 30%, тогда как в мире - 80-90%), то можно получить лишь убытки, а не прибыли.

Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин поддержал президента China Shenhua Energy Company Лин Веня в том, что из угля гораздо лучше на месте производить синтетический бензин и другие химические продукты с большой добавленной стоимостью и уже их транспортировать в тот же Китай. Кстати, из угля возможно получить свыше 500 продуктов.

В целом, как согласились эксперты, развитие Дальнего Востока будет представлять собой создание высокотехнологичных кластеров, объединенных транспортной инфраструктурой. Инвесторы же должны привнести сюда технологии, а государство - помочь со строительством инфраструктуры. Для РЖД как компании инвестиции в железные дороги на Восточном полигоне не окупаются.

"Для России в транспортный комплекс необходимо инвестировать порядка 4,4% ВВП, в то время как сейчас это около 2%, - заявил Владимир Якунин. - Для сравнения: в таких странах с высокоразвитой инфраструктурой, как США, Канада, государства Западной Европы, они составляют не менее 3% ВВП, в Китае - более 6% ВВП".

Так как классический институт государственно-частного партнерства в силу различных обстоятельств у нас активно не заработал, то инфраструктурные облигации должно будет гарантировать государство. Как признал министр транспорта Максим Соколов, иного выхода пока не просматривается.

Еще одним механизмом для поиска средств на проекты ОАО "РЖД" Максим Соколов назвал инвестиционную составляющую в тарифе. Если облигации будут являться нагрузкой для бюджета, то этот инструмент - для грузовладельцев.

Но инвестсоставляющая также необходима для точного расчета параметров проектов и привлечения частных инвесторов, которые в свою очередь должны привнести в транспорт новые компетенции. "Сегодня у нас даже трехлетнее планирование в рамках бюджета идет с изменениями из года в год, а мы должны дать сигнал банкам, что есть гарантированный источник свободного денежного потока, который бы направлялся на погашение кредитов", - говорит Максим Соколов.

С другой стороны, у правительства есть проблема. РЖД еще в 2008 году утвердили "Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года", а недавно актуализировали ее на период до 2020 года. Однако до сих пор нет актуализированного плана развития всей отрасли с точки зрения транспортного баланса. Ведь, возможно, было бы выгоднее уменьшить количество пассажирских поездов на Транссибе в пользу региональной авиации и увеличить перевозки тех грузов, которые перевозит автотранспорт, что снизило бы нагрузку на автодороги. Такая работа идет, причем Минэкономразвития для этого использует тех экспертов, которые помогали РЖД разработать Генеральную схему развития железнодорожного транспорта до 2020 года.

Помимо участия в основной программе Петербургского форума, президент ОАО "РЖД" успел посетить ряд сопутствующих мероприятий. В частности, Владимиру Якунину была вручена премия издательского дома "Коммерсантъ" - "Коммерсант года", - которая вручается за вклад в развитие российского бизнеса, новаторские решения во всех секторах рынка, инновационные подходы и технологии, создание системной инфраструктуры и креативных управленческих схем. Президент ОАО "РЖД" получил премию в номинации "Коммерсант. Контакт". Кроме того, он также встретился с президентом Финляндии Саули Ниинисте.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок25.06.12Лицом на Восток