13-02-13 / 2013
Новости отрасли
Дискуссия о вагонах с продлённой эксплуатацией не закончилась

Операторы и эксперты в области ремонта подвижного состава сошлись во мнении, что считать «продлённые» грузовые вагоны более опасными, чем новые, оснований нет. А для объективности целесообразно провести независимую оценку возможных последствий запрета продления их срока службы.

В Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (Росжелдор) состоялось совещание по вопросу продления сроков службы подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте. По словам и.о. руководителя агентства Владимира Чепца, скоординированная позиция экспертов впоследствии будет представлена в Минтранс. Ведомство сейчас готовит изменения в положение о порядке продления срока службы грузовых вагонов.

Как отметила на совещании председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (ОЖдПС) Ольга Лукьянова, доказательств того, что подвижной состав с продленным сроком службы более опасен, чем новые вагоны, нет.

"Из опыта эксплуатации вагонов с продленным сроком службы нам известен только один сход вагона по причине неудовлетворительного состояния рамы - обрыв хребтовой балки 23 ноября 2011 года у платформылесовоза № 59455303, - сказала она. - При этом можно вспомнить целую серию инцидентов по аналогичной неисправности у новых фитинговых платформ. Важно отметить, что случаи изломов боковыхрам под "продленными" вагонами не связаны с продлением срока службы вагонов и не вытекают из него. Так, трагический сход вагонов 12 января произошел по излому боковой рамы 1983 года постройки. Тот факт, что у полувагона, под которым данная боковая рама находилась, был продлен срок службы, не является причиной излома. Данной боковой рамой мог быть вполне укомплектован и новый вагон. На практике, кстати, мы постоянно сталкиваемся со случаями, когда под вагоном 2000-х годов постройки стоит литье, произведенное в 80-х и 90-х годах, что является совершенно законным".

Поэтому, считает Ольга Лукьянова, вопрос о возможности или невозможности продления сроков службы вагонов следует рассматривать исключительно с точки зрения технического состояния кузова и рамы вагона. Другими словами, безотносительно к ходовой части вагона, поскольку вопрос о продлении сроков службы литых деталей тележки носит самостоятельный характер.

В департаменте безопасности движения ОАО "РЖД" считают, что именно новое, крупногабаритное вагонное литье производства 2010, 2011 и 2012 годов "определенных предприятий - монополистов этого рынка" ставит под угрозу безопасность движения.

"Статистика изломов боковыхрам тележек вагонов показывает, что проблема не в тех, срок эксплуатации которых продлевается, а как раз в новой продукции, которая в настоящее время не выдерживает даже гарантийного срока эксплуатации (5 лет. - Ред.), - пояснил заместитель начальника департамента Александр Косарев. - И меры в отношении запрета продления вагонного литья на территории России, принятые Ространснадзором, по большому счету ухудшат, а не улучшат безопасность движения.

Во-первых, изымая "продленные" тележки из эксплуатации, замещать нам их придется новой продукцией, которая не подтверждает свою надежность. Во-вторых, собственники вагонов на законных основаниях продлят литье в странах СНГ и будут эксплуатировать эти вагоны на инфраструктуре России без каких-либо ограничений. Очевидно, кто от этого решения выиграет".

По итогам совещания будет составлен протокол. Пока предварительным итогом можно назвать одно из прозвучавших на совещании предложений - поручить экспертным и научным организациям провести оценку возможных последствий для отрасли и экономики страны в целом в связи с запретом продления срока службы подвижного состава. "Гудок" будет следить за событиями.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.02.13Срочные предложения