30-04-15 / 2015
Новости отрасли
Дискуссия о транзите в Риге

На встрече министров транспорта ASEM в Риге завершилась панельная сессия, посвященная управлению евроазиатскими цепочками поставок. Основной темой были перевозки между Европой и Китаем, однако затрагивали участники и проблемы перевозок Север - Юг.

Чэн Чжонвэй, генеральный директор Логистического центра Чэнду, рассказал о контейнерных поездах на Европу и сообщил, что до конца года планируется сделать отправки из Чэнду в Европу и в обратном направлении ежедневными.

Первый вице-президент РЖД Вадим Морозов и первый вице-президент ОТЛК Ерхарт Искалиев назвали одну цифру - 1 млн TEU, во столько оценивается транзитный потенциал между Азией и Европой по территории России и Казахстана.

На вопрос, хватит ли мощностей, Санжар Елюбаев, президент КТЖ Экспресс, привел две цифры - 20 млн тонн в Достыке и 20 млн в Хоргосе - открытие этой свободной экономической зоны намечено в июне этого года, в результате часть грузопотоков переориентируется с Достыка туда. В данный момент объемы перевозок между Россией и Европой падают, поэтому подвижного состава хватит, считает Фолькер Шмитц, Head of Supply Chain Operations EMEA Hewlett Packard. "Мы перевозим более 3 млн 217 тыс. контейнеров в год, и один миллион потенциала, о котором мы говорим, будет доставлен", - пообещал В.Морозов.

Проблема, отметил Е.Искалиев - обратная загрузка контейнерных поездов, дисбаланс экспортно-импортных грузопотоков характерен не только для морских перевозок, но и для железной дороги - из Европы в Китай идет на 40% меньше грузов, чем из Китая в Европу. В качестве решения он предложил подключать попутные обратные логистические цепочки, как международные, так и внутренние.

Другая проблема - сквозная ставка на маршруте, которую пока не удается установить. По словам Чэна Чжонвэя, китайское правительство снизило тарифы на экспортно-импортные контейнерные перевозки из Китая в Европу и из Европы в Китай. Е.Искалиев возразил, что китайская сторона держит достаточно высокий уровень ставок, в то время как Россия, Казахстан и Белоруссия предлагают привлекательные условия. "В первую очередь должна работать экономика, потом все остальные вещи".

Райнхард Бамбергер, член Совета директоров Rail Cargo Austria, напомнил о других проблемах, стоящих на пути евроазиатского транзита, в том числе геополитических. Во-первых - конкуренция со стороны портов, в частности, на Адриатике, доставка через которые сокращает время транзита из Азии на Европу. Второе - ситуация на Украине, которая географически является самым логичным звеном между востоком и западом, и которое, однако, не представляется возможным использовать. В то же время, отметил он, спрос на перевозки на китайском направлении растет.

Президент администрации порта Венеция Паоло Коста, говоря о роли средиземноморских портов в евроазиатском транзите, высказал мнение, что в долгосрочной перспективе эти объемы будут расти, соответственно, будут расширяться транспортные связи между Средиземноморьем и Северной Европой. На это Хенк ван Дирен, CEO Samskip Van Dieren Multimodal возразил, что железнодорожная инфраструктура для этого недостаточно развита, и чтобы привести ее в соответствие с ожидаемыми объемами, потребуется не один год, а автомобильные дороги и так забиты. Представитель Containerships в свою очередь напомнил о морских сервисах, которые есть у линии на черноморском направлении. "Груз найдет дорогу", - сказал он.

Вопросы конкуренции и сотрудничества были одними из ключевых в ходе дискуссии. Ханс-Георг Вернер, член правления DB Schenker, отвечающий за регион Восток, предложил РЖД унифицировать систему и перейти на стандарты, прописанные в конвенции о международных железнодорожных перевозках (COTIF). Учитывая, что объемы жд перевозок на евроазиатском направлении не так велики ("все наши контейнеры можно погрузить на два-три судна"), "нужно сесть в одну лодку и вместе грести", считает он.

По мнению Е.Искалиева, сегодня не должно быть конкуренция между странами, маршрутами или видами транспорта, должна быть конкуренция логистических продуктов.

Айнарс Шлесерс, в свое время возглавлявший министерство сообщений Латвии, подчеркнул, что если Россия не будет партнером и частью коридора, будут проблемы. На это участники дискуссии ответили, что Россия и так является частью коридора и равноправным участником процесса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
ИАА SeaNews30.04.2015