09-02-12 / 2012
Новости отрасли
Дискуссии по поводу проекта постановления правительства «Об основах правового регулирования деятельности операторов» усиливаются

Дискуссии по поводу проекта постановления правительства «Об основах правового регулирования деятельности операторов», похоже, не затухают, а, наоборот – усиливаются. Между тем независимый эксперт, д. э. н. Леонид Мазо полагает, что значение документа во многом преувеличено, и, например, компаниям, не получившим вожделенный статус, осуществлять свою деятельность будет намного проще.

– Леонид Аронович, насколько, по Вашему мнению, рассматриваемый документ потенциально является эффективным инструментом регулирования операторской деятельности?

– Формально делается правильный шаг (правда, с опозданием на 10 лет) по регламентации договорных отношений операторов не только с перевозчиками (в соответствии с 17-ФЗ), но и с клиентами. Однако по существу так и не разграничены функции и сами понятия оператора и владельца железнодорожного подвижного состава, не обладающего этим статусом. Для оператора в 17-ФЗ установлено требование работать по договору с перевозчиком.

В проекте положения выдвигаются и другие обязанности ограничительного характера, в том числе пресловутые 1 тыс. вагонов. Авторы, вероятно, исходили из того, что 73 «тысячника» имеют около 80% парка. И это номинально упростит взаимоотношения с единственным перевозчиком. В п. 14 указано о передаче вагонов в аренду перевозчикам на договорных условиях, надо полагать, на добровольной основе. А что сейчас этому мешает? И зачем ссылки на законодательство, если сами законы не названы, а в нем отсутствуют соответствующие нормы. В п. 2 говорится о соответствии понятиям в законодательстве, на самом деле определение оператора расширено по сравнению с 17-ФЗ за счет включения локомотивов, появились клиенты вместо пользователей по заимствованию из Целевой модели. Но данный документ – не закон. А в п. 14 можно было сослаться на ФЗ «О чрезвычайном положении», которым установлена «мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции». Интересно, это требование распространяется на всех собственников или «на возмездной основе» относится только к операторам?

– Но все-таки терпеть неудобства, находясь на рынке, гораздо лучше, чем вообще не имея возможности на него выйти…

– В целом, судя по документу, складывается впечатление, что положение у владельца подвижного состава лучше, чем у оператора. Или авторы думают, что должны быть только операторы? Но всегда как минимум останутся вагоны в собственности самих грузовладельцев, имеющие право выхода на сеть, прежде всего для технологических перевозок. А при тысячной норме и давлении на мелких операторов может появиться тенденция к дроблению их парков с переходом вагонов в собственность отдельных предприятий-грузовладельцев из-за риска дискриминации в обслуживании крупными операторами и по более высоким ставкам.

– Насколько правомерной и, главное, эффективной мерой, по Вашему мнению, является ограничение минимального размера парка одной компании?

– Как можно требовать наличия 1 тыс. единиц для операторов узкоспециализированных вагонов, что же им – объединяться с владельцами полувагонов?! И зачем 1 тыс., если п. 8 допускается «заключить договор на диспетчеризацию с иным оператором или перевозчиком/владельцем инфраструктуры». Документ закрепляет наличие собственных поездных формирований у операторов и, следовательно, неоправданные различия в тарифах п. 2.17 и р.4 – для независимых перевозчиков, которые по существу выполняемых операций надо унифицировать, учитывая в виде надбавки для собственных поездных формирований те из них, которые возложены на общесетевого перевозчика (например, прием и выдача грузов).

– Что в первую очередь необходимо изменить в документе для повышения его эффективности?

– Прежде всего закрепить конкретные виды договорной взаимной ответственности между оператором, отправителем и получателем, а также перевозчиком. Затем необходимо ввести ряд отсутствующих регламентаций по взаимоотношению с владельцем инфраструктуры, особенно по нахождению вагонов на его путях. Сейчас в положениях постановления нет обязанности заключать договор на платный отстой подвижного состава на путях, принадлежащих владельцу инфраструктуры. Отсутствует регламентация нахождения вагонов после выгрузки на путях общего пользования и отправления порожнего подвижного состава и собственных поездных формирований. Опять-таки, это касается всех владельцев вагонов, а не только со статусом оператора. Положение следует дополнить типовыми (или по крайней мере примерными) договорами. Системное решение назревших вопросов возможно при принятии этого положения в составе единого пакета ФЗ о железнодорожном транспорте и Устава (при внесении изменений) и требуемых для их применения подзаконных нормативных правовых актов. В правовом поле следует, наконец-то, четко прописать определения и разграничение понятий, функций и условий работы оператора, владельца подвижного состава (или только вагонов, контейнеров) и локального (независимого) перевозчика на общесетевой инфраструктуре. Эти положения должны содержать типовые договоры с перевозчиками, владельцем инфраструктуры, отправителями и получателями грузов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru08.02.12Зачем быть оператором?