Директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Вячеслав Петренко считает, что вопрос о том, стоит ли вводить на сети РЖД календарное планирование, требует серьезной дискуссии.
– Вячеслав Александрович, не так давно ОАО «РЖД» представило Единый сетевой технологический процесс, ряд положений которого пока не может быть введен, так как противоречит действующей нормативной базе. Будут ли в законы внесены какие-то из тех изменений, на которых настаивает перевозчик?
– ЕСТП в первую очередь направлен на технологическое обеспечение организации и управления перевозками на основе системного взаимодействия всех участников рынка грузовых перевозок (ОАО «РЖД», грузовладельцев, операторов, владельцев путей необщего пользования). По сути, ЕСТП определяет процесс организации перевозочного процесса в условиях множественности операторов подвижного состава. Он также призван решить задачу регламентации функций всех участников перевозочного процесса, основанную на нормативных и технологических документах железнодорожной отрасли.
Но, действительно, ряд положений ЕСТП может быть реализован лишь путем его добровольного применения участниками. В частности, речь идет об отдельных положениях договора о технологическом взаимодействии, предусматривающих, в том числе, перемещение владельцем инфраструктуры вагонов, принадлежащих операторам, планирование порожних рейсов и др. При практической реализации ЕСТП необходимо будет определить те аспекты, применение которых принимается всеми участниками перевозочного процесса, и те, для эффективной реализации которых требуется закрепление в нормативных правовых актах.
И здесь хочу отметить, что изменения, которые уже включены в соответствующие проекты актов, и те, что только обсуждаются и будут вноситься в проекты законов, практически соответствуют инициативам РЖД. То, что еще не проговорили, будет принято только по итогам коллективного обсуждения со всеми участниками рынка.
– А что насчет календарного планирования?
– И Гражданский кодекс, и Устав предусматривают возможность заключения между грузоотправителями, грузополучателями и перевозчиками долгосрочных договоров об организации отправок при постоянных перевозках грузов. Такие соглашения определяют предполагаемые объемы грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок.
Вместе с тем нужно иметь в виду, что введение практики заключения таких договоров также в отношении грузоотправителей, осуществляющих несистематические или разовые перевозки, может привести к существенному нарушению прав субъектов малого и среднего бизнеса. Поэтому принятие решения о введении календарного планирования – это сложный вопрос, по которому нужно выработать такие подходы, которые устраивали бы всех.
– Будет ли перевозчику разрешено перемещение порожних вагонов без согласия оператора?
– Из-за общей загруженности инфраструктуры вопрос о перемещении вагонов, не задействованных в перевозочном процессе, поднимается в последнее время все чаще.
Возможно, решение этой проблемы будет найдено в заключении договоров между оператором и владельцем инфраструктуры. Перемещение подвижного состава должно осуществляться только в случае, если у его владельца будет понимание того, куда будет перемещен его вагон и за какую цену. В целом решение проблемы загруженности инфраструктуры может быть и в определении оптимального количества подвижного состава, одновременно находящегося на сети.
Внесенным Минтрансом в правительство законопроектом, предусматривающим изменения Устава железнодорожного транспорта, закрепляется обязанность владельцев вагонов оплачивать нахождение на путях общего пользования свыше нормативного времени, что также поможет решить проблему занятия инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, и ликвидировать искусственный дефицит провозных мощностей.
– На каком этапе в настоящее время в принципе находится работа по юридическому сопровождению структурной реформы?
– Стоит отметить, что за последние несколько лет изменилась сама процедура подготовки нормативной базы: с одной стороны, она стала более прозрачной, с другой – более длительной.
В настоящее время готовы точечные изменения в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», которые уже прошли все стадии согласования и находятся в правительстве. Следующий этап – это их рассмотрение на комиссии правительства по законопроектной деятельности, после чего поправки будут переданы в Госдуму. В перспективе должны быть внесены комплексные изменения и в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ», затем – комплексные изменения в Устав, а также в постановления правительства и акты Минтранса, которые принимались в развитие данных законов.
– Включают ли эти точечные изменения в Устав снижение штрафов за просрочку доставки грузов, на чем сейчас настаивает перевозчик?
– Нет. Хотя в условиях загруженности инфраструктуры, когда брошенные вагоны занимают железнодорожные пути и мешают продвижению грузов, компания абсолютно правильно ставит этот вопрос.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-партнер.ru | 18.04.13 | Нужно решение, устраивающее всех |