01-03-19 / 2019
Новости отрасли
Динамика ж/д погрузки в РФ в феврале вновь скатилась к нулю после "бодрого" января

Среднесуточная погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в феврале 2019 года составила примерно 3,56 млн тонн, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании.

Это соответствует примерно 99,7 млн тонн в целом за месяц. В феврале 2018 г. этот показатель составлял 3,563 млн тонн в сутки. Таким образом, в феврале 2019 г. погрузка оказалась на 0,1% меньше, чем за тот же период годом ранее.

Между тем, РЖД сообщили, что с учетом новой грузовой базы в Якутии в феврале погрузка составила 100 млн тонн, что на 0,1% больше, чем за тот же период 2018 г. В таком формате монополия представляет свои данные с октября - в этом регионе она является перевозчиком. Причем "якутская" погрузка считается как "новый груз", поэтому сравнение идет с данными за тот же период 2018 г. только по сети "Российских железных дорог". Данные являются оперативными и могут быть скорректированы в течение месяца.

В частности, погрузка каменного угля выросла на 3,2% (до 63,1 млн тонн), нефти и нефтепродуктов - на 0,1%, до 39,5 млн тонн, железной и марганцевой руды - на 8,1% (до 19,1 млн тонн), черных металлов - на 0,5% (до 12,7 млн тонн), кокса - на 4,4% (до 1,86 млн тонн), химических и минеральных удобрений - на 2% (до 10,2 млн тонн).

В то же время сократилась отправка лома черных металлов (на 4,9%, до 1,39 млн тонн), строительных грузов (на 7,6%, до 16,8 млн тонн), цемента (на 3,5%, до 2,6 млн тонн), лесных грузов (на 0,3%, до 7,1 млн тонн), зерна (на 8,3%, до 4,1 млн тонн), цветной руды и серного сырья (на 5,2%, до 2,96 млн тонн), химикатов и соды (на 3,9%, до 4,3 млн тонн), промышленного сырья и формовочных материалов (на 5,1%, до 5 млн тонн).

Грузооборот в феврале увеличился на 1,4%, до 199,3 млрд тонно-километров (с учетом порожних рейсов вагонов - на 1,5%, до 255,4 млрд тонно-километров). По итогам января-февраля 2019 г. погрузка на 0,9% выше, чем за тот же период 2018 г. - 205,4 млн тонн. Грузооборот с начала года вырос на 1,9%, до 419,7 млрд тонно-километров (с учетом порожних рейсов вагонов - на 2%, до 536,6 млрд тонно-километров).

С середины лета 2018 года рост погрузки начали ограничивать летние путевые работы на фоне традиционного для этого времени увеличения пассажирских перевозок. На июль и август, например, компания закладывала 2%-ную положительную динамику, тогда как до этого она, как правило, была выше 3%. По факту же в июле увеличение составило только 1%, хотя в августе вновь "отскочило" до "+2%".

Однако в сентябре рост погрузки составил только 0,7%, а в октябре приблизился к нулю (с учетом железных дорог Якутии отправка выросла на 0,3%). Директор по коммерческой деятельности компании Алексей Шило пояснял это тогда проседанием перевозок массовых грузов на фоне завершения ремонтных работ. В ноябре по новой системе расчета погрузка увеличилась на 1,5%, но в декабре - сократилась на 1,1%.

Правда, в январе показатель вновь показал рост - на 1,6% (несмотря на ограничения по приему грузов в портах по погодным условиям). При этом источник "Интерфакса" говорил, что в план работы "Российских железных дорог" в феврале с учетом новой грузовой базы в Якутии была заложена погрузка в размере 3,625 млн тонн в среднем в сутки. Это предполагало рост на 1,7%.

Правда, как ранее сообщал "Интерфакс", в середине месяца замглавы центра фирменного транспортного обслуживания монополии Андрей Дреничев сообщал в письме главе Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев вагонов) Алексею Дружинину, о том, что "в феврале отмечены отрицательные изменения динамики погрузки". "По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (ее уровень - ИФ) снижен на 1,2%", - отмечал менеджер в письме в СОЖТ.

"В этой связи РЖД проведена работа с грузоотправителями по увеличению предъявления груза к перевозке. (Те - ИФ) выразили готовность дополнительно (выдать к транспортировке - ИФ) в феврале более 660 тыс. тонн готовой продукции (10,8 тыс. вагонов), в том числе около 100 тыс. тонн грузов II и III тарифного класса, при условии снижения ставки предоставления подвижного состава", - писал он, прося "совместно с операторским сообществом рассмотреть возможность снижения ставок на предоставление вагонов, выразивших готовность дополнительного предъявления груза".

В то же время, план работы "Российских железных дорог" на март предполагает среднесуточную погрузку с учетом новой грузовой базы в Якутии на уровне 3,688 млн тонн, то есть с ростом на 1,7%, говорил источник "Интерфакса".

На 2019 г. "Российские железные дороги" закладывают прогноз роста погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, по словам А.Шило, РЖД видят перспективы для роста погрузки в 2019 г. сверх плана. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он.

В 2018 г. погрузка выросла на 2,2%, до 1,29 млрд тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс01.03.2019